перейти к навигации
24 Февраль 2010

Комментарии к докладу Института современного развития “Структурная модернизация финансовой системы Российской Федерации”.


 Powered by Max Banner Ads 

В середине февраля Институт современного развития (ИНСОР) порадовал экспертное сообщество очередным докладом. На этот раз на тему модернизации финансовой системы Российской Федерации [1].

Этот доклад, также как предыдущий «Россия XXI века: образ желаемого завтра»[2] (наш комментарий к тому докладу), оставляет двоякое впечатление.

С одной стороны, авторы пытаются максимально подробно представить будущие конфигурации рассматриваемых систем (в последнем докладе - финансовой системы РФ). Причем, часто они увлекаются настолько, что иногда указывают величины будущих параметров, которые возможно будут реализованы только через 10-20 лет, с точностью до 1%! Невольно возникает простой вопрос: почему же российским Минэкономики и Минфину, которые мучаются с прогнозом курса доллара США и цены нефти только на год вперед, пока не удается решить эту задачу? Наверно, у них нет таких оракулов, как в ИНСОРе.

С другой стороны, авторы доклада, признавая наличие кризисных явлений в финансовой системе и экономике, сводят их к проблеме плохих долгов, оттока капитала, образования «кредитной ямы» и т.п. По их мнению, остается несколько подправить в целом здоровую финансовую систему России, как все образуется: «кризис» закончится, иностранные инвестиции опять придут в Россию, рубль станет конвертируемым и в стране заработает финансовый центр. В общем опять «тихая гавань».

Такое ощущение, что авторы доклада забыли об апрельском (2009 г.) саммите G2 в Лондоне, на котором поднимались вопросы о реформировании фундаментальных основ мировой финансовой системы, о ее недостаточной устойчивости, о необеспеченности американского доллара реальными активами, о необходимости введения новой мировой резервной валюты, о негативной роли инструментов срочного рынка, о роли золота, о региональных валютах, о системе раннего предупреждения будущих финансовых кризисов. Эти вопросы обсуждались по инициативе КНР, России и Казахстана. И не нашли понимания со стороны США и Великобритании. Поэтому аналитики надеялись, что в докладе ИНСОР эти актуальные темы получат дальнейшее развитие и будут более конкретизированы с учетом всех обстоятельств.

Однако этого не произошло.

Мы понимаем, что авторы не могут позволить себе высказаться прямо об уже известных вещах, они должны соблюдать корпоративную этику. Но здесь как раз тот самый случай, когда нужно назвать вещи своими именами. Иначе все теоретические разработки будут напоминать попытки показать высокий стиль плаванья со связанными руками и ногами.

В современном мире финансовая система - один из ключевых элементов. Неспроста в свое время Анхель Ротшильд сказал: «Дайте мне право выпускать и контролировать деньги страны, и мне будет совершенно все равно, кто издает законы». В настоящее время это лозунг реализуется уже в глобальном масштабе. Основы текущего кризиса совсем не ликвидированы. Действительно, плохие «токсичные» активы технически заменены на свеженапечатанные доллары, евро, фунты. Но из-за того, что одни не обеспеченные активами бумажки, заменены на другие необеспеченные активами бумажки, в целом ситуация не меняется. От этого могут выиграть только некоторые субъекты этой деятельности. Значит, фундаментальные причины кризисов некуда не исчезли, а только пока приобрели латентный характер. Сейчас образовалось лишь кратковременное затишье, а затем мир накроют 2-я, 3-я и т.д. волна кризиса [4].

Россия в очередной раз оказалась не подготовленной к финансовому кризису. Чтобы долго не распространяться на это счет, можно лишь привести последние данные Росстата [5].

В соответствие с ними, Россия стала лидером по падению ВВП среди стран G8 и БРИК. Она оказалась в прошлом году впереди планеты всей по темпам падения ВВП. Среди 11 ведущих экономик мира (стран БРИК и G7) РФ продемонстрировала в 2009 г. самый резкий спад экономики. Как свидетельствует из документа, подготовленного Росстатом на основе публикаций МВФ и ОЭСР, ВВП России упал по итогам прошлого года на 7,9%. Снижение ВВП Германии и Японии по итогам прошлого года составило 5%, Великобритании - 4,8%, Италии - 4,7%, США - 2,4%, Франции - 2,2%. В Китае зафиксирован годовой прирост ВВП на 8,7%.

Самая высокая инфляция по итогам минувшего года зафиксирована в Индии - 15%. «Серебро» получила Россия - рост инфляции в стране в 2009 г. составил 8,8%. В Бразилии инфляция составила 4,3%, в Великобритании - 2,8%, в США - 2,7%, в Китае - 1,9%, в Канаде - 1,3%, в Италии - 1%, в Германии и Франции - 0,9%. В Японии по итогам прошлого года зафиксировано снижение цен (дефляция) на 1,7%.

Франция по итогам 2009 г. стала лидером среди стран G8 по уровню безработицы - 9,4% от экономически активного населения. 2-е место заняли США с показателем на уровне 9,3%. В России уровень безработицы в 2009 г. составлял 8,4%, в Канаде - 8,3%, в Италии - 7,8%, в Германии - 7,5%, в Японии - 5,1%.

Финансовую систему России нужно не модернизировать, ее нужно принципиально менять.

В докладе ИНСОР предлагается увеличить независимость ключевого элемента финансовой системы - Банка России. Непонятно, о какой независимости и от кого идет речь. В 2006-2007 гг. Банк России ежегодно переводил в валютные резервы в среднем около $150 млрд. Эти деньги фактически потеряны для России, это легальный отток капитала, организованный банком России. Фактически этот он обескровил всю экономику, не дает ей развиваться, породил высокую инфляцию, стимулировал задержки по зарплате, создал условия для сокращения кредитования реального сектора экономики.

Все российская банковская система, в конечном счете, ориентирована не на национальную экономику, а за рубеж. Вспомните, как в начале 2009 г. госбанки, сначала получив большие государственные финансовые ресурсы (деньги налогоплательщиков) на финансирование реальной экономики, затем вдруг стали изображать невозможность этого финансирования и переводить деньги за рубеж? Вспомните о 300 млрд. руб., которые более полгода не могли перевести на счета предприятий [6].

Если предоставить Банку России самостоятельность, он что начнет ежегодно переводить за рубеж не $150 млрд., а $300 млрд.? Такой самостоятельности мы хотим?

Основные задачи Центрального банка - наполнение каналов финансирования ликвидностью и предотвращение инфляции. Выполняет Банк России эти задачи? Очевидно, что не выполняет.

В настоящее время Банк России - это фактически большой обменный пункт с большой дырой, в которую уходят финансовые ресурсы. Эта структура вписана в мировую финансовую систему, основанную на американском долларе, и поэтому выполняет в России ее задачи. Если эту дыру не заткнуть, то обо всех остальных реформах и обо всех модернизациях можно забыть.

Мы уже как-то приводили один исторический пример. Приведем его и здесь. При татаро-монгольском иге русские платили оброк - десятую часть (10%) произведенного продукта. Итог - 300 лет разрухи. В 2006-2007 гг. Банк России переводил за рубеж около 12-13% ВВП.

Еще пример. Вы пробовали когда-нибудь наполнить водой ванну с открытым сливным отверстием? Может не получиться: когда уровень воды станет таким, что ее приток станет равен оттоку, наполнение закончится. И можно долго и тоскливо смотреть на другие ванны с закрытыми сливными отверстиями, и удивляться: почему у нас не так, как у других? В финансовой системе - примерно, то же самое: сначала будет рост, потом неминуемо стагнация и кризис.

Что делать, приходится приводить такие примеры, для того, чтобы наглядно показать: при модернизации российской финансовой системы одними косметическими мерами не обойдешься. Нужно менять сами принципы. По мнению авторов доклада в отношении Банка России представляется необходимым:

1. Обнародование графиков и тем заседаний, а также стенограмм и протоколов (не позднее чем через месяц после заседания) Совета директоров, Комитета по денежно-кредитной политике и Комитета банковского надзора;
2. Включение в содержание пресс-релизов сопроводительных объяснений решений в области денежно-кредитной политики (причинах принятий решений, ожидаемые эффекты и риски, влияние мер на цели политики) и банковского надзора (особенно в части санкций);
3. Ежеквартальная публикация промежуточных отчетов по денежно-кредитной политике, включающих обсуждение влияния текущей макроэкономической конъюнктуры на денежно-кредитную политику, разъяснение предпринятых мер политики, ожидаемые эффекты, отчет о достижении целей, раскрытие намерений о дальнейших действиях или приоритетах после каждого заседания Совета директоров и др.;
4. Специальный отчет об ошибках денежно-кредитного регулирования, объясняющий причины отклонений от целевых ориентиров;
5. Детализированная финансовая отчетность центрального банка: ежемесячные бухгалтерские балансы и ежеквартальный счет о прибылях и убытках с публикацией не позднее недели после окончания месяца;
6. Раскрытие содержания и обновление экономико-математических моделей, используемых при принятии решений в области денежно-кредитной политики;
7. Публикация ключевых рядов экономических данных, используемых в экономико-математических моделях центрального банка;
8. Ежеквартальная публикация не только целевых ориентиров, а также сценарных прогнозов (в форме веерных диаграмм) основных макроэкономических агрегатов и ключевых показателей банковского сектора;
9. Регулярная презентация результатов научно-исследовательской деятельности как в части денежно-кредитной политики, так и в части банковского регулирования и надзора в форме рабочих документов (Working Papers) или дискуссионных документов (Discussion Papers).

По нашему мнению, это несколько странно: Банк России - эта не та организация, которая сама отдаст контроль за своей деятельностью. И уж совсем наивно другое предложение ИНСОР «повышение подотчетности центрального банка обществу». Обществу этот банк никогда подотчетен не был (скорее - Всемирному Банку, МВФ, ФРС, филиал которых он представляет в России), поэтому повышать здесь нечего. Не передавать же контрольные функции Общественной палате. Но можно сделать его подотчетным, например, президенту РФ.

При разработке предложений по модернизации финансовой системы не следует копировать опыт США. Там другая задача - создание условий по распространению по всему миру основного продукта их экономики - бумажного доллара. Национальные интересы России (не узкой социальной группы, почему-то гордо называющей себя «элитой», а основной массы народа) соответствуют устойчивой финансовой системе, в которой в максимальной степени предотвращены легальный (в т.ч. - в валютные резервы) и нелегальный оттоки капитала, созданы благоприятные условия для финансирования реального сектора экономики и в максимальной степени подавлена инфляция. При такой системе российские предприниматели не будут выводить акции своих компаний на зарубежные биржи [7], а размещать их на российских торговых площадках.

Чувствуются, что авторы доклада находятся в неудобном положении. Сначала они говорят о недостатке финансовых средств для российского бизнеса. Потом - о больших валютных резервах России и положительном сальдо торгового баланса. Эти вещи плохо связываются друг с другом. Конечно, резервы иметь полезно, но зачем российской экономике, составляющей 1-2% (сейчас мы хотим спорить с авторами разных методик определения этой величины; важен ее порядок - единицы процентов) от мировой, иметь резервы, по величине третьи в мире? Зачем ежегодно переводить за рубеж десятки-сотни миллиардов долларов, чтобы затем искать, где бы занять $18-20 млрд. [8]?

Кстати, о финансовом и фондовом рынках. В докладе ИНСОР им уделяется большое внимание, причем многие положения созвучны известной «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 г.», разработанной ФСФР.

Вместе с тем, в том же докладе ИНСОР признается, что «среднегодовое значение соотношения между объемом инвестиций, привлекаемых на рынке акций, и объемом инвестиций в основной капитал в период 2010 - 2020 гг. в России будет лежать именно в этом промежутке (от 4% до 11%).» «Реальное соотношение между объемом инвестиций, привлекаемых на рынке акций (как на внутреннем, так и на внешнем), и объемом инвестиций в основной капитал в России составляло: в 2003 г. - 0,02%, в 2004 г. - 0,60%, в 2005 г. - 1,44%, в 2006 г. - 3,67%, в 2007 г. - 9,71%, в 2008 г. - 0,96%.»

Еще в докладе сказано, что «масштаб проблем и продолжительность кризисного периода не известна, однако есть основания полагать, что текущий кризис, в лучшем случае, возвращает реальный и финансовый сектор к началу периода форсированного роста (в 2005 г.)». Иначе говоря, в ближайшее время соотношение между объемом инвестиций, привлекаемых на рынке акций, и объемом инвестиций в основной капитал в России может составлять около 1,5%. Так что российский фондовый рынок, по крайней мере, в настоящее время и в ближайшем будущем, для компаний представляет не очень значимый источник инвестиций. Основное - это собственные средства компаний и кредиты банков, с которыми сегодня тоже не все в порядке.

Но фондовый рынок необходимо продолжать развивать, хотя бы для будущего. Конечно, он должен быть менее монополизирован, чем в настоящее время, когда 7-10 компаний определяют до 90% общей капитализации. При этом инфраструктура и инструменты рынка должны соответствовать национальным задачам.

Одной из задач государства становится обеспечение устойчивости фондового рынка к негативным внешним факторам. Здесь нужно хорошо подумать, так ли необходимо объединять российские фондовые биржи и на этой основе создавать консолидированную биржевую структуру. В свое время нами предлагалось создание своеобразного шлюза между мировым и российским ранками. В работе [7] он назван Государственным биржевым холдингом (ГБХ).

Это - что-то подобное упомянутым в докладе ИНСОР сингапурскому биржевому холдингу (SGX), созданному в 1999 г. при слиянии бирж SES и SIMEX, холдингу Hong Kong Exchanges and Clearing, который создан в 2000 г. в Гонконге при слиянии фондовой и фьючерсной бирж, а также их клиринговых центров, корейскому биржевому холдингу Korea Exchange (KRX), созданному в 2005 г. объединением фондовой биржи и 3-х торговых систем.

Подобное предлагается и в докладе ИНСОР в виде единого вертикально-интегрированного холдинга (ЕВИНХ). Основное отличие ГБХ от ЕВИНХ состоит в том, что он предполагает усиление роли государства на внешнем рынке (чтобы российские компании не конкурировали друг с другом и не лишались из-за этого части своей прибыли) и ослабление его роли на рынке внутреннем для развития там конкуренции. Основная задача - предотвращение оттока капитала. При этом следует понимать, что перемещение капитала в обе стороны может быть значительным, но важно, чтобы оно было сбалансировано. Мы согласны с авторами доклада что «представляется необходимой защита российской инфраструктуры от ее поглощения иностранной, для чего в законодательство должны быть внесены соответствующие ограничения». Целесообразно также разобраться с инструментами срочного рынка, навести там элементарный порядок. В настоящее время срочный рынок - это забава для спекулянтов и инструмент контроля активов. Контролировать мировые цены можно, имея даже ничтожный капитал, а инвестиции до реальной экономики практически не доходят.

По данным работы [10], В Лондоне на рынке IPE спекулянты могут проворачивать сделки с нефтью, имея фонды, представляющие лишь 3,8% от суммы их закупок. Поэтому логично также законодательно ограничить размеры всевозможных «плеч» и отказаться от использования сомнительных для реальной экономики беспоставочных контрактов: какие это «эффективные» средства снижения рисков, видно по текущему кризису.

А инструменты срочного рынка, в которых базовыми активами являются всевозможные индексы - это вообще виртуальная реальность. Все равно, что запустить фьючерсы и опционы на количество солнечных пятен. При использовании этих инструментов деньги не доходят до реальной экономики, перемещаясь лишь от спекулянта к спекулянту.

Для США такая схема очень полезна; она позволяет контролировать построенную по американскому лекалу мировую финансовую систему, и списывать ее дефекты на манипуляции спекулянтов. Но для стран с развивающейся экономикой такая схема не только бесполезна, но и вредна. Тем более, что большинством фондовых индексов можно манипулировать в некоторых диапазонах для интересах извлечения дополнительной прибыли по срочным контрактам.

Наконец, о создании в России международного финансового центра. Если такой центр будет создан, то это принципиально изменит к лучшему экономическую ситуацию в стране за счет того, что капитал будет не уходить, а, наоборот, приходить из-за рубежа. Или, по крайней мере, значительная часть созданного в стране капитала оставаться в стране. По нашим оценкам, это позволит резко (до 2-3 раз в сопоставимых ценах) повысить ВВП и средний уровень доходов на душу населения [9].

В докладе ИНСОРа по понятным причинам рассматривается только финансовая составляющая этого большого проекта. Хотя совершенно правильно признается, что основой финансового центра должна стать реальная конкурентоспособная экономика. В противоположном случае пришедший в страну иностранный капитал может также легко уйти из страны, спровоцировал дополнительное усиление кризисных явлений.

В силу действия известных объективных причин, снижающих уровень конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, очень важно выявить те отрасли экономики, которые оказываются связанными с российской территорией и которые могли бы стать локомотивами роста экономики страны.

В работах [9, 11] мы попытались это сделать. Много выдумывать не пришлось. Многие предложения, что называется, на слуху. Большинство российских граждан не избалованы изобилием и комфортом, как жители стран Западной Европы или США. Им не до нанотехнологий. Но, например, вопросы жилищного строительства, возможность получения действительно доступного жилья, их очень интересует. Как известно, строительство жилья может потянуть за собой развитие сопутствующих отраслей экономики (эффект мультипликатора). Поэтому для российских условий - это один из очень перспективных социально ориентированных проектов.

Другой пример - развитие транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток».

В этих условиях российский фондовый рынок становится частью (инструментом) регионального финансового центра типа «транспортный узел», в котором основной резервной валютой может стать российский рубль. Более того, использования рубля в качестве основной расчетной и резервной валюты в этом случае - логично и естественно.

При сокращении оттока капитала из страны станет возможным значительно снизить темпы его инфляции и сделать привлекательным для международных расчетов (при современной официальной инфляции говорить о рубле, как резервной валюте, можно только теоретически).

Но самые важные изменения фондового рынка произойдут не в его форме, а в содержании. Он будет опираться на реальную, значительно более развитую и разностороннюю экономику. Поэтому его эффективность и социальная значимость существенно повысятся.

Мы остановились только на основных, принципиальных, моментах доклада ИНСОР о структурной модернизации финансовой системы Российской Федерации. Считаем их наиболее важными.

Если говорить о докладах ИНСОРа, то по нашему мнению, их основная ценность состоит в том, что стали, наконец, излагаться в системном виде основные идеи предполагаемой модернизации. С ними можно соглашаться или не соглашаться, можно спорить, можно уточнять и конкретизировать, устанавливая цели и ценностные ориентиры разных авторов. Это значительно продуктивнее, чем на протяжении многих лет выслушивать только звонкие политические лозунги о непонятных, но зато амбициозных проектах.

Список использованных источников

1. Ведев А. Л., Данилов Ю. А., Масленников Н. И., Моисеев С. Р., Березинская О. Б., Ковалева М. А., Косарев А. Н., Хромов М. Ю. «-Структурная модернизация финансовой системы России». Доклад М., ИНСОР, 2010
2. Гольц А., Гонтмахер Е., Григорьев Л., Кулик С., Макаренко Б., Масленников Н., Плаксин С., Рубцов А., Шаталова Е., И. Юргенс И. Россия XXI века: образ желаемого завтра». Доклад // М. ИНСОР, 2010
3. Комментарии к докладу «Россия XXI века: образ желаемого завтра» - М., Институт развития фондового рынка (ИРФР), 2010
4. Фундаментальные причины и сущность текущего кризиса - М., Институт развития фондового рынка (ИРФР), 2009
5. Россия стала лидером по падению ВВП среди стран G8 и БРИК
6. Чечель А., Письменная А. «Ни рубля не дали // «Ведомости» № 86(2356) от 14.05.2009
7. Порядка 20 российских компаний рассматривают вопрос размещения акций на Гонконгской фондовой бирже
8. Шаповалов А. «Окно для внешних займов открыто» (российские компании вновь просят в долг у иностранных кредиторов) // «Коммерсантъ» № 16/П(4316) от 1.02.2010
9. Финансовый центр как инструмент посткризисного устойчивого развития - М., Институт развития фондового рынка (ИРФР), 2010
10. Лоран Э. «Нефть: ложь, тайны, махинации». Перевод с французского Татьяны Ждановой - М:, ОАО «Издательство СТОЛИЦА - ПРИНТ», 2008
11. Гриняев С.Н., Рябошапко В.А., Фомин А.Н. «Перспективы экономического возрождения России: взгляд с начала 2008 г.» // Вестник Академии военных наук № 3(24) 2008 - М:, 4-й филиал Воениздата, 2008 г., с. 125-145

Авторы статьи: С.Гриняев, А.Фомин.

Есть
статья!?

Социальные сети и другое

Добавить в блог

Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.

Код для публикации:


 Powered by Max Banner Ads 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Использование любых материалов, размещенных на сайте www.crisis-blog.ru, возможно только при условии размещения, неотъемлемо от текста публикуемой статьи, активной гиперссылки на сайт www.crisis-blog.ru.
Спасибо за понимание.