Форум » Обсуждения статей » МВФ – инструмент, позволяющий покупать целые страны.
Как оказалось, большие желания и нехватка возможностей присущи не только рядовому обывателю, но и целым станам, особенно в период кризиса. Именно поэтому ВБ и МВФ стали как никогда востребованы и желанны. И целые государства, оказавшись на грани национального банкротства, выстроились в очередь к внешним инвесторам за стабилизационными займами. Всемирный кризис, похоже, стал мощнейшим двигателем пикового спроса в 62-летней истории МВФ, считают эксперты. В настоящее время эта организация объединяет 185 государств. Но, чтобы справиться с потоком новых запросов, ей пришлось в конце прошлого года запустить программу краткосрочного кредитования, почти вдвое увеличившую сумму, которую могут получить развивающиеся экономики. Государства в рамках этой программы могут получить 500% своей квоты - суммы, которую они вносят в МВФ, - три раза в течение 12 месяцев. Кредит обычно выдается на три-пять лет. Но особенность нынешнего времени состоит в том, что только в ноябре 2008-го заемщикам субсидировали денег больше, чем за все пять предыдущих лет вместе взятых. За это время МВФ согласовал условия относительно $41,8 млрд. займов.
О предоставлении кредита в 2,1 млрд долларов на срок до двух лет с Международным валютным фондом договорилась Исландия; ВВП которой, по прогнозам, в 2009-м году сократится на 9,6%. В ноябре было выделено 15,7 млрд. долларов Венгрии и 2,1 млрд. - Пакистану. Еще100 млн. МВФ обещал выдать Киргизии. Переговоры о новом займе ведет также Турция, но при этом обязательным условием ставится сокращение расходов по многим статьям бюджета этой страны. Предполагается, что переговорщики МВФ приедут в Анкару в начале января, и, если соглашение будет подписано, оно ознаменует четвертое по счету обращение Турции за помощью к международному кредитору на протяжении последнего десятилетия.
В долгах как в шелках и другие государства. К примеру, общий объем финансовой помощи Латвии от Европейской комиссии, МВФ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также ряда стран Европейского союза составит 7,5 млрд евро. Указанные средства страна может использовать на финансирование дефицита государственного бюджета, перефинансирование государственного долга (всего около 900 млн латов), оставшаяся сумма, а именно 4,7 млрд евро, зарезервировано на мероприятия по поддержке народного хозяйства и предпринимательства – скажем, на государственные гарантии, гарантии экспортерам и т.д.. В канун нового года МВФ согласился предоставить кредит в 2,5 млрд. долларов под 15-ти месячную программу и Беларуси, которая обратилась за помощью в целях увеличения государственных золотовалютных резервов и создания «подушки безопасности», необходимой для стабильной работы экономики в условиях мирового финансового кризиса. И хоть ряд требований этой организации (таких как девальвация белорусского рубля сразу на 20%) оказались очень жесткими, власти были вынуждены согласиться на условия, что говорит о критической ситуации в экономике, требующей незамедлительных вливаний …
Но самый крупный пакет займов от МВФ – украинский. Он предполагает кредитную линию на 16,5 млрд долларов на срок 24 месяца. В начале ноября первый транш в объеме 4,5 млрд. долларов был получен. Уже в этом месяце Миссия Международного валютного фонда намерена посетить Украину для анализа возможности выделения второго кредитного транша, на который очень надеется наше правительство. Столь крупный займ пропорционально связан с величиной проблем в экономике страны: ее валюта - в состоянии свободного падения, промышленность переживает глубокую депрессию. И хоть избежать в 2009-м году рецессии все равно вряд ли удастся, эксперты склонны считать, что пакет финансовой помощи от МВФ поможет предотвратить дефолт в госсекторе и позволит провести рекапитализацию банков.
Другие представители Восточной Европы также могут последовать примеру «коллег» спасаться стабилизационными займами, использовав для этого базу иностранных Центробанков. По такому пути решила пойти, например, Польша, договорившись о привлечении финансирования в евро и швейцарских франках у ЕЦБ и Национального банка Швейцарии, чтобы покрыть краткосрочные разрывы ликвидности собственных финучреждений. Но такие соглашения нельзя сравнивать с кредитованием МВФ, так как они, в основном, носят характер предупредительных мер.
Конечно же, несмотря на все «но», позитивный эффект от привлечения международных займов ожидает каждая страна, оказавшаяся в затруднительном финансовом положении. Поэтому государства готовы выполнять условия и рекомендации, которыми обычно сопровождаются предоставление такой услуги. Однако, положа руку на сердце, следует признать, что «советы и пожелания» кредитора не всегда направлены на улучшение ситуации в «облагодетельственной» им стране. Некоторые из них, наоборот, ставят державы-просительницы в весьма затруднительное положение. Но, поскольку у обедневших заемщиков нет выбора, приходится выполнять предписания - даже в ущерб собственным интересам. Ведь было бы наивно полагать, что такая мощная структура как МВФ – прототип некой «доброй феи», приходящей на выручку из побуждений бескорыстной любви к ближнему. Не зря ее политика по отношению к развивающимся странам постоянно подвергается критике, суть которой сводится к утверждению, подкрепленному практикой, что выполнение рекомендаций и условий этой организации, в конечном итоге, не направлены на повышение стабильности и развитие национальных экономик, а служат лишь привязкой их к международным финансовым потокам.
Более того, любой кредитор преследует не только выгоду материальную, но и нечто большее – получение рычагов, приводящих к всесторонней зависимости «просителя» от «финансового донора». Теоретически, взятые средства должны были бы быть направлены на решение проблем в структуре той или иной экономики, финансах страны собственными правительствами.. Но на практике, те просто теряют возможности поддержки без посторонней помощи национальной валюты на внутреннем и мировом рынках, что значительно ограничивает арсенал средств укротить дальнейший денежный обвал. К тому же, кредитные обязательства нередко связаны с некоторым ограничением роста доходов населения. В результате, зажатые в узкие рамки договора, страны-заемщики практически лишаются шансов стабилизировать свою национальную экономику. А это – замкнутый круг, где последняя точка возвращает проблему на исходные позиции, не меняя ничего по существу. Так что, если мировая конъюнктура для «лежащих» экономик многих государств будет оставаться столь же неблагоприятной, отдавать долги своим «спонсорам» многим странам просто будет нечем. Втягивание же в долговую ловушку, умело расставленную МВФ для своих загнанных в угол заемщиков, - «позитив» сомнительного свойства. К тому же, свалившимся от МВФ кредитным средствам (как водится, скажем, у нас, в Украине) может быть уготована судьба некого призрака, помаячившего на горизонте и «затерявшегося» в лабиринтах глобальных коррупционных схем современного «делового мира». Ведь у нас в гонках побеждает, как правило, не тот, кто хорошо бегает вообще, а кто умеет хорошо бежать в мешке…
Анастасия Дашинская
Ваш комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы публиковать сообщения.