Каждый год все россияне узнают, что их платежи за свет и тепло возрастут больше, чем на процент инфляции. Если растут мировые цены на энергоносители, это объяснят их ростом. Если мировые цены на энергоносители падают, то это объяснят падением мировых цен и потребностью энергетиков, Газпрома и предприятий ЖКХ в инвестициях.
Инвестиции, разумеется, нужны, но нужны они всей российской экономике и рядовым россиянам, а не только энергетикам. Почему любое предприятие, нуждаясь в инвестициях, должно брать кредит и искать пути минимизации своих издержек для его погашения, лишь предприятия монополисты энергетического комплекса перекладывают свои проблемы на остальную экономику и рядовых граждан?
Очевидно, что при ежегодном повышении цен на газ, тепло и электроэнергию на процент больший, чем инфляция, российские предприятия, чьи энергозатраты в силу климатических условий выше, чем у зарубежных аналогов, становятся всё менее и менее рентабельными. Это снижает инвестиционную привлекательность и способствует оттоку капитала из страны.
Далее падение рентабельности российских предприятий требует роста доллара для защиты внутреннего рынка, что дополнительно раскручивает инфляцию, что снижает инвестиционную привлекательность всей российской экономики.
Особенно опасен рост цен на электричество и энергоносители в условиях мирового кризиса, когда падают цены на энергоносители на мировых рынках.
До кризиса цены на газ и электричество росли и в России и на Западе, что, при сложившихся параметрах производительности труда и стоимости валют, приводило к некоторой устойчивости взаимодействия экономик. Снижение или фиксации цен на газ и продолжающийся рост цен на него в России, приведёт к тому, что издержки производства на Западе уменьшатся или не изменятся, а в России - возрастут. Это в условиях кризиса усилит экспансию западных производителей на российский рынок и просто уничтожит какую-либо инвестиционную привлекательность российского обрабатывающего сектора.
Вернуть утерянные позиции российским производителям будет потом очень сложно.
У каждой страны должно быть своё относительное преимущество для обеспечения инвестиционной привлекательности, Россия - не исключение, особенно в преддверье вступления в ВТО. У Китая – дешёвая рабсила, у России – ресурсы.
При росте мировых цен на ресурсы внутренние российские цены на ресурсы должны расти чуть медленнее, а при падении цен – падать чуть быстрее. Это условие развития российского обрабатывающего сектора.
Следует отметить также, что возможность перекладывать свои издержки на потребителя и рассчитывать прибыль в процентах от затрат, ставит предприятия ЖКХ в условия, когда им просто не выгодно их снижение.
Ничего нового здесь не сказано, об это говорят в Думе и в офисах, на ТВ и в общественной бане. Почему ничего не меняется? Власть не заинтересована в этом или у неё нет эффективного механизма для обуздания роста внутренних цен на услуги ЖКХ, электричество и энергоносители? Так давайте предложим ей этот механизм.
ПРЕДОЛЖЕНИЕ:
«Принять закон, по которому предприятия монополисты (предприятия, контролирующие более 30% рынка определённых товаров и услуг, некоторого города, региона или всего государства) не могут повышать цены на свои товары и услуги больше, чем на процент инфляции, без согласования с антимонопольной службой. Условием такого согласования на подъём цены, является обязательство монополиста не повышать заработную плату, пока средняя заработная плата на предприятии, если она конечно выше, не сравняется со средней в данном городе, регионе и т. д.
При нарушении данного соглашения предприятие перечисляет в бюджет соответствующего образования, незаконно выплаченные в качестве зарплаты суммы в пятикратном объёме, причём руководство предприятий возвращают незаконно начисленные себе суммы из личных средств».
P.S.
Данное предложение, будь оно принятым, заставит монополистов самим вдумчиво оценивать потребность в росте цен на производимые их предприятиями товары и услуги, освободив много времени для специалистов из энергетических комиссий.