Экономика.
Будто не видя всех этих страшных социальных и оборонных результатов "реформ", президент Путин постоянно требует «сделать взятый экономический курс безповоротным» и ставит себе в заслугу начавшийся рост ВВП. Вот его официальные цифры: в 2000 году – на 10 %, в 2001 – на 5,1 %, в 2002 – на 4,7 %, в 2003 – на 7,3 %, в 2004 – на 7,1 %[187]. Правительство хвалит себя за то, что этот рост – «один из самых высоких в мiре».
Однако, во-первых, мы не можем проверить, как вычисляется этот рост. Правители к тому же забывают упомянуть, от какого уровня считают: ведь чем ниже падение, тем солиднее выглядит в процентах даже небольшое увеличение. Если учесть, что за 10 лет уровень производства понизился вдвое, то такой рост – не повод для гордых заявлений.
Во-вторых, если этот рост и существует, то, судя по описанной выше социальной катастрофе, это прежде всего рост эксплуатации ресурсов страны правящим слоем и олигархами, который не идет на пользу народу. Так, число "русских" миллиардеров с 2001 по 2004 годы увеличилось с 7 до 25 человек, а состояния наиболее богатых из них умножились в 3-4 раза: у Ходорковского – с 3,7 до 15 млрд. долларов, у Абрамовича – с 3 до 10,6; у Фридмана – с 2,2 до 5,6 млрд.[188]. Тогда как реальные доходы населения РФ остаются ниже уровня 1998 года[189]. Рост цен (инфляция рубля) объявлен: в 2000 году – 20 %, в 2001 – 19 %, в 2002 – 15 %, в 2003 – 13 %, в 2004 – 11,7 %, а на самом деле еще больше.
В-третьих, правительство Путина относится как к само собой разумеющемуся к тому, что рост ВВП создается за счет экспортно-сырьевых отраслей, зависящих от мiровых цен на нефть. Но тогда это не развитие экономики, а лишь более благоприятная внешняя конъюнктура. То есть очевидна зависимость от внешних факторов, которые могут быть и искусственно сделаны неблагоприятными. Таким образом, экономические успехи правительства Путина – это экспортно-сырьевая стабилизация севшего на мель корабля.
В четвертых, и это главное: даже если такая скорость роста ВВП сохранилась бы на ближайшие годы – реально это будет движение в пропасть, потому что разрушительные процессы в стране и мiре развиваются гораздо быстрее как в духовной сфере, так и в демографической (показано выше) и в материальной.
Главная материальная проблема экономики состоит в старении средств производства из-за отсутствия инвестиций. Сейчас на долю федерального бюджета приходится лишь 1 % инвестиций в стране, на долю банков – 3 %, на долю средств предприятий – 70 %[190], которые направлены в основном лишь на поддержание имеющегося производства, но не на его развитие. Основной источник экономического роста – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки – уменьшились с 1991 года в 10 раз. Основные фонды промышленности изношены на 55 %, машины и оборудование – на 70 %[191]; в ближайшие годы нетрудно предвидеть их массовый выход из строя, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве. По данным МЧС, уже сейчас число катастроф растет ежегодно на 12–14 %[192]. Каждую зиму мы видим замерзшие города.
Будем надеяться, что не повторится Чернобыльская катастрофа, хотя специалисты считают это вероятным из-за исчерпанности ресурса, например, Ленинградской АЭС, которой по причине отсутствия денег на закрытие "продлевают ресурс". Вскоре выработают свой срок и другие АЭС.
При этом экономические и идеологические пороки сложившейся системы таковы, что в ее рамках проблема инвестиций неразрешима. Покажем это на фактах.
Правительство Путина, как и при Ельцине, упорно делает ставку не на развитие собственных производительных сил на основе внутреннего рынка, а на привлечение чужих инвестиций из-за границы (понятно, что при этом и основная часть прибыли уходила бы за границу). На Всемiрном экономическом форуме в Москве в октябре 2001 года Путин посоветовал западным предпринимателям «чувствовать себя в России, как дома»[193], а это, учитывая их гораздо бόльшую финансовую мощь, ставит их в привилегированное положение по сравнению с отечественными предпринимателями, которые не могут получить даже кредит под реальные проценты. К тому же отдавать иностранцам акции прибыльных отраслей за долги (за что агитируют правители РФ) – это не инвестиции, а подарок прибыли.
Впрочем, до сих пор для них были типичны в основном спекулятивные инвестиции в государственные ценные бумаги под большие проценты. Общая сумма иностранных инвестиций в РФ (включая "пирамиду" ГКО) менялась следующим образом: 1996 – 22,4 млрд. долларов; 1997 – 43,5; 1998 – 21,0; 1999 – 1,5; 2000 – –0,4; 2001 – –1,7[194]. Минусы означают увод ранее пришедших капиталов.
В то же время российские инвестиции за границей зафиксированы в следующих официальных цифрах: 1996 – 31,7 млрд. долларов; 1997 – 37,9; 1998 – 17,5; 1999 – 17,1; 2000 – 20,6; 2001 – 15,7. Итак, с 1996 по 2001 годы, только по официальным данным, российские инвестиции за границу превысили иностранные инвестиции в РФ на 54,2 млрд. долларов (а сколько капиталов вывезено тайно!).