Форум » Обсуждения статей » Как устроить мир после войны.

Статья: Как устроить мир после войны.

120-летию со дня рождения Дж. Кейнса и 60-летию Бреттон-Вудской конференции посвящается


План Кейнса сочетал в себе ясность Милля, изобретательность Риккардо и мудрость Маршалла.

Бернард Шоу

Бреттон-Вудская валютная система, заложившая основу современной долларовой гегемонии, стоит особняком в ряду аналогичных международных соглашений. Она не сложилась вследствие естественного хода событий, как, например, золотой стандарт или ямайская система. Послевоенные валютные соглашения явились результатом кропотливой работы человеческого разума и нелегкого компромисса двух ведущих держав. К созданию Бреттон-Вудской системы приложил руку отец макроэкономики Джон Мейнард Кейнс. Его вкладу в валютную историю человечества и посвящена статья.


Бреттон-Вудская конференция.

В недрах Лиги Наций

Хотя соглашения о Бреттон-Вудской системе были подписаны на международной конференции, основы нового миропорядка разрабатывались в недрах Лиги Наций задолго до знаменитой исторической встречи.

В 1930-х годах Лига Наций переживала свои не лучшие времена. Ее политический авторитет был подорван военными действиями стран-членов фашистской коалиции, а экономический - провалом лондонской всемирной конференции в 1933 г., где представители центральных банков и казначейств не смогли прийти ни к одному соглашению. Экономическая и финансовая организация при Лиге Наций в 1937 г. приняла решение инициировать обсуждение будущей международной валютной системы. Война затянула это обсуждение на долгие годы.

Итоги кропотливой работы были подведены в двух сборниках -«Международный валютный опыт: уроки межвоенного периода» и «Экономическая стабильность в послевоенном мире», вышедших в 1944-1945 гг. Хотя большинство классических учебников умалчивает о составителе обоих изданий, именно он оказал непосредственное влияние на проект Бреттон-Вудской системы.

Этим человеком был Рейгнар Нёкс (Ragnar Nurkse).

Рейгнар Нёкс и его выводы

Нёкс родился в Эстонии, а после большевистской революции вместе с семьей эмигрировал в Канаду. Экономическое образование ему довелось получить в Вене, где он познакомился с ведущими фигурантами австрийской школы экономики. Заняв пост в финансовом отделе Лиги Наций, Нёкс переехал в Женеву, а с началом Второй мировой войны переместился в Принстон.

Пока в Европе бушевала война, в тиши кабинетов Принстонского университета полным ходом шла подготовка проекта валютной реформы. Нёкс вошел в состав исследовательской команды, членами которой среди прочих были Маркус Флеминг и Жак Полак. На протяжении двух последующих десятилетий они будут занимать высокопоставленные должности в Международном валютном фонде. Нёксу тоже предложат место в Фонде, но он предпочтет возглавить Колумбийский университет в Нью-Йорке.

Непосредственной задачей Нё-кса было изучение международного опыта и формулировка принципов будущей валютной системы. По результатам работы он пришел к нескольким выводам.

* Причинами экономической нестабильности в 1920-е годы были повсеместные девальвации национальных валют. Первоначально они проводились для стимулирования внутреннего рынка, однако в последующем привели к лавине атак валютных спекулянтов. Девальвации, по оценке Нёкса, способствуют «кумулятивному процессу бегства капитала» и неприемлемы в качестве инструмента регулирования.
* Стабилизация валютных курсов в межвоенное время проходила на опасных и необоснованных уровнях. Переоценка или недооценка национальных валют вызвала миграцию «горячих» денег, подорвавшую устойчивость международной валютной системы.
* Денежные власти ведущих стран не озаботились проблемой координации денежно-кредитной политики для поддержания валютных курсов. Отчасти отсутствие координации объяснялось конкуренцией центральных банков, эмитировавших резервные активы. Сосуществование нескольких эмитентов привело к нестабильности спроса на резервные активы.
* В 1930-х годах центральные банки с помощью конкурентных девальваций придерживались политики «разори соседа». Они не принимали в расчет, что ухудшение условий торговли внешнеэкономических партнеров бумерангом отзовется для национального рынка.
* Частые корректировки валютных курсов разрушили мировую систему торговли, налаженную за предыдущие десятилетия. Стабилизация валютных курсов выступает одной из важнейших предпосылок прекращения торговых войн и восстановления международного доверия.
* Национальная денежно-кредитная политика в межвоенное время была направлена в основном на достижение внутренних экономических целей.

Единственный оппонент

Подведя итоги своих исследований, Р. Нёкс сформулировал два тезиса, заложивших фундамент Бреттон-Вудской системы. Во-первых, фиксация валютных курсов на начальном этапе создания международной валютной системы должна проводиться на основе совместных консультаций и соглашений. Во-вторых, корректировку фиксации необходимо осуществлять настолько редко, насколько это возможно. Предполагалось, что только при редкой девальвации и ревальвации изменение фиксированного валютного курса будет эффективным.

Экономические круги всецело поддержали идеи Нёкса. Единственным видным специалистом, выступившим с контраргументами, оказался Готфрид фон Хаберлер, один из лидеров австрийской школы экономики. Хаберлер так же, как и Нёкс, работал на Лигу Наций. Он занимался разработкой теорий экономических циклов и международной торговли.

На взгляд Г. Хаберлера, национальные экономические циклы становятся международными под действием нескольких факторов: изменения спроса-предложения на мировых товарных рынках, движения капитала, а главное - денежного механизма. Страны, разделяющие общий стандарт ценности (например, золотой стандарт) или поддерживающие фиксированные валютные курсы, тем самым способствуют международному распространению экспансии и депрессии. Плавающие валютные курсы, наоборот, препятствуют проникновению международных кризисов на внутренний рынок.

Таким образом, Хаберлер полагал, что плавающие курсы будут лучшим решением для послевоенной валютной системы. Однако в научных и деловых кругах его идеи не нашли отклика.

Эйнштейн от экономики и его банкор

Победитель.

Только спустя два десятилетия, когда на экономический Олимп взойдет отец монетаризма Милтон Фридмен, придет «звездный час» Хаберлера. Во-первых, Г. Хаберлер был исследователем, а не публичным деятелем, который мог бы отстаивать новое мироустройство. Во-вторых, на фоне торжества кейнсианства в экономической политике его идеи выглядели неким анахронизмом. В-третьих, под впечатлением валютного хаоса 1930-х годов мировое сообщество и слышать не желало ни о каких плавающих курсах.

Хаберлер, впрочем, и сам полагал, что плавание курсов в межвоенное время было «не от хорошей жизни», а вынужденным из-за дестабилизирующих спекуляций. В итоге в 1944 г. он присоединился к Бреттон-Вудскому консенсусу о фиксированных курсах.

Макроэкономический фундамент международной валютной системы был заложен, оставалось определить ее институциональную структуру и порядок выравнивания платежных дисбалансов. Для решения этих задач в США, Канаде и Великобритании разрабатывались национальные планы послевоенной валютной системы. В конечном счете, главная конкурентная борьба развернулась между американским и британским проектами. Разработчиком британского плана был Эйнштейн от экономики - Джон Мейнард Кейнс. В тот период своей жизни он занимал должность одного из директоров Банка Англии.

Хотя мировая война только началась, уже в августе 1941 г. Кейнс сделал первые наброски реформы: длинный меморандум «Послевоенная валютная политика» и более короткий «Международный валютный союз». Великий экономист предвидел, что после войны Великобритании придется столкнуться с несколькими проблемами: дефицит торгового баланса, трудности обслуживания внешнего долга, отсутствие золота для покрытия стерлинговых резервов, накопленных другими странами.

По мысли Кейнса, Великобритания должна была завершить войну с жестким валютным контролем, с системой двустороннего клиринга и платежных соглашений. Страна не могла вернуться к полноценной форме золотого стандарта из-за отсутствия резервов и внешнего дисбаланса.

Сохранение валютного контроля при множественности его агентов было непростой задачей, и Кейнс предполагал сделать единственным агентом контроля центральный банк. Через него резиденты должны были проводить все зарубежные операции.

Взаимодействие между национальными центробанками, в свою очередь, могло осуществляться через международный банк или клиринговый союз. Итоговое сальдо по клиринговым расчетам должно было выражаться в одной денежной единице, и ею, по мысли Кейнса, следовало сделать не фунт и не доллар, а всемирное безналичное средство платежа (названное им «банкор», bancor). Оно предназначалось для погашения международных долгов на многосторонней основе между членами клирингового союза.

Первоначально стоимость банкора была привязана к золоту, однако предполагалось, что в дальнейшем он заменит золото как средство международных платежей. Эмиссия банкора, таким образом, должна была иметь фидуциарный характер. В отличие от золотого стандарта, колебания денежного предложения не приводили бы к изменению реальной экономической активности. Страны с временным дефицитом платежного баланса могли получать в клиринговом союзе средства в банко-рах в рамках установленных квот или овердрафта для погашения международных долгов. Лимиты квот автоматически росли по мере увеличения объема внешней торговли страны.

С целью предотвращения устойчивых сальдо Кейнс рекомендовал ввести выплату процентов по остаткам на счетах клирингового союза. В отличие от квот на кредиты, количество банкоров, которое могли иметь страны с положительным платежным балансом, не ограничивалось либо ограничивалось исключительно суммой кредитных квот для всех стран. Это положе ние плана Кейнса означало, что США будут единственным членом клирингового союза с положительным платежным балансом.

«Данный план, - писал Кейнс, -преследует цель заменить рестрик-тивное давление на мировую торговлю экспансионистским. Это достигается путем предоставления каждому государству-члену возможностей овердрафта в обусловленных размерах. Таким образом, каждой стране дается определенный запас денежных средств и время, используя которые, она могла бы достичь равновесия в своих экономических отношениях».

Работа над проектом Международного клирингового союза (International Clearing Union) была завершена в январе 1942 года. Кейнс также хотел наделить союз функцией стабилизации товарных цен. По каждому ключевому международному товару предполагалось создать буферный запас и использовать его для сглаживания краткосрочных колебаний цен на рынке. План клирингового союза представили кабинету министров как предложения Казначейства Великобритании.

В ходе дискуссии с экспертами министерств Кейнс карандашом набросал заметку «Моя утопия», где сжато изложил свое видение будущего международной системы:

* запрещение торговых тарифов;
* дисквалификация многосторонней конвертируемости валют;
* количественные ограничения для любой страны, имеющей платежный дисбаланс.

Все усилия классика макроэкономики были направлены на то, чтобы удержать экономическое господство Великобритании на мировой арене. Сохранить Лондон в качестве глобального экономического центра можно было только с помощью системы клиринга неконвертируемых валют, не позволявшей ни одной валюте стать резервной.

Каким гениальным ни был план послевоенной валютной системы Джона Мейнарда Кейнса (о нем рассказывается в первой части статьи в «ВС» 2004 №7), ему не суждено было воплотиться в жизнь. Мир упустил тот маленький шанс, который позволил бы изменить ландшафт мировой финансовой архитектуры. Последствия решения, принятого много лет назад, мы ощущаем по сей день. Бреттон-Вудская система строилась вокруг Международного валютного фонда, чей план был предложен Казначейством США.


Конференция.

Спросите ассистента…

Американский план международной валютной системы строился вокруг проекта стабилизационного фонда, чей аналог уже действовал в Штатах. Фонд валютной стабилизации США (Exchange Stabilization Fund) был создан в 1934 г. в соответствии с законом о золотом резерве. Средства Фонд получил за счет переоценки золотых резервов Штатов после девальвации доллара. Единственным подобным учреждением, действовавшим в мире, был Фонд валютного выравнивания Великобритании (Exchange Equalization Fund), организованный двумя годами раньше.

Как полагал банковский комитет Конгресса США, американский Фонд «защитит доллар и наши золотые резервы от неприятельских действий аналогичных фондов конкурирующих наций». Под «фондом конкурирующей нации» подразумевался не кто иной, как британский Фонд выравнивания, ведь стабилизационные фонды в Бельгии, Швейцарии и Нидерландах были созданы несколько позже.

Во главе группы американских разработчиков, начавшей работу в декабре 1941 г., стоял Гарри Декстер Уайт. Его карьера была стремительной и впечатляющей. В 1934 г. Уайта пригласили на должность одного из пяти ассистентов директора новообразованного подразделения исследований и статистики при Казначействе США. Через четыре года он становится директором этого подразделения. В 1938-1940 гг. Уайт работает над проектом Межамериканского банка, который должен был кредитовать страны Латинской Америки. В архивах Принстонского университета, с которым Уайт сотрудничал, до сих пор можно найти его черновики, ставшие историческим раритетом.

Задумкам Г. Уайта не суждено было воплотиться в жизнь, однако свои заготовки он использовал в проекте Международного банка реконструкции и развития (МБРР). В начале Второй мировой войны Г. Уайта назначают ассистентом секретаря Казначейства США, и на его плечи ложится координация между Госдепом и Казначейством, связанная с внешнеэкономическими отношениями и деятельностью Фонда валютной стабилизации.

Унитас - это тоже валюта

Неудивительно, что проект Г. Уайта по созданию МВФ почти полностью копировал американский Фонд стабилизации (табл. 1).

Таблица 1. Сопоставление характеристик Фонда валютной стабилизации США и исходного проекта МВФ Гарри Уайта

Таблица 1. Сопоставление характеристик Фонда валютной стабилизации США и исходного проекта МВФ Гарри Уайта
Характеристика Фонд валютной стабилизации США Международный валютный фонд
Сходство в характеристиках
Формальная цель деятельности Стабилизация валютного курса доллара США Обеспечение средств и процедур для стабилизации валютных курсов
Финансовые активы, находящиеся в распоряжении Фонда Золото, серебро, иностранные валюты, долговые ценные бумаги Казначейства США Золото, иностранные валюты, долговые обязательства стран членов МВФ, коммерческие ценные бумаги
Разрешенный перечень Финансовых операций Интервенции на рынках драгоценных металлов, фондовом и валютном рынке Интервенции на рынке золота, фондовом и валютном рынке, эмиссия собственных облигаций
Валютный номинал операций Доллар США Доллар США и фунт стерлингов
Финансовый
агент Фонда
Федеральный резервный банк Нью-Йорка Национальные центральные банки и министерства финансов
Различия в характеристиках
Неофициальная цель деятельности Американский «ответ» на создание британского Фонда валютного выравнивания, ослабление фунта стерлингов Борьба с экономическим национализмом, международная координация, способствующая послевоенному восстановлению
Форма и цели валютных операций Валютный своп для стабилизации курсов национальных валют по отношению к доллару США Валютный своп для поддержания текущего счета платежного баланса стран-членов Фонда
Срочность валютных операции Краткосрочный валютный своп (на несколько месяцев) Годовой валютный своп
Оговорка при проведении валютных операций Средства в иностранной валюте, полученные заемщиком от Фонда, не могут быть использованы на обслуживание и погашение внешнего долга Строго не оговаривается
Фиксация валютного курса при проведении операций Нет Да, курс оговаривается в соглашении о свопе
Процентная ставка по предоставленным валютным средствам Выше учетной ставки Федерального резервного банка Нью-Йорка Ниже международной рыночной ставки

Единственное, что беспокоило Г. Уайта, так это краткосрочность ссуд МВФ, которые не могли способствовать укреплению международной системы в длительной перспективе. Для решения проблемы Уайт включил в проект Международный банк реконструкции и развития. Он должен был предоставлять долгосрочные ссуды под предельно низкий процент, но только в тех случаях, когда частные инвестиции невозможно привлечь. Предполагалось, что для компенсации кредитного риска все ссуды будут иметь обеспечение в золоте или серебре.

Лить новое вино в старую бутылку

Практика обеспечения была широко распространена на мировом рынке в межвоенный период. Лига Наций и Банк международных расчетов предоставляли займы под залог будущих доходов от экспорта. Такие кредиты в форме свопов Фонд валютной стабилизации США в межвоенный период предоставил Мексике, Китаю и Бразилии.

Планы Гарри Уайта и Джона Кейнса были одновременно опубликованы весной 1943 г. Реакция британского экономиста Кейнса на американские предложения была неоднозначна. «Это фактически не более чем версия золотого стандарта. Очевидно, что план не сможет работать», - заявил он своим коллегам. Хотя несколько интересных деталей в американском проекте он нашел. Можно даже сказать, что он был более заинтригован, нежели разочарован. Ему симпатизировало, что цели проекта Уайта совпали с британскими, что уступки национальному суверенитету «те же самые или даже больше», чем в клиринговом союзе, что помощь, предлагаемая Штатами, имеет «далеко идущие, хотя довольно не ясные последствия».

Фактически же намерения американцев полностью шли вразрез с британскими интересами. Соединенные Штаты располагали огромным золотым резервом, и их непосредственной целью было укрепление доллара как ведущей резервной валюты. Кроме того, администрацию президента Рузвельта беспокоила перспектива послевоенной рецессии.

Решить обе задачи можно было путем скорейшего восстановления Европы, тянувшего за собой спрос на американскую продукцию. Введение конвертируемости позволяло доллару победить в конкурентной борьбе с другими национальными валютами и взойти на пьедестал резервного актива.

Организация клирингового союза подразумевала проведение нетто-расчетов, что, по выражению Кейнса, соответствовало «принципу банковской деятельности» (banking principle). В то время как стабилизационный фонд с его общей кассой и брутто-расчетами британский экономист иронично назвал «принципом накопителя» (cloak room principle).

Тем не менее, Кейнсу пришлось согласиться с американским проектом. Уже в мае 1943 г., выступая перед палатой лордов, он однозначно дал понять, что согласен идти на компромисс со Штатами: «Большинство критиков, на мой взгляд, преувеличивают различия между двумя планами, которые рождены в одном и том же климате мнений и которые имеют одинаковую цель. Можно справедливо сказать, что Казначейство США пробует лить новое вино в старую бутылку, в то время как наша бутылка и ее ярлык столь же современны, как и содержание - в ней то же самое новое вино».

Принято с коррективами

Кейнс прекрасно понимал, что в случае разногласий и противоборства двух сторон они рискуют остаться вообще без плана. Необходимо найти общую почву для сотрудничества, а с течением времени можно будет доработать любой проект. Так он предполагал. Кейнс во главе британской делегации провел серию переговоров с командой Г. Уайта, на которых американский проект переписывался несколько десятков раз. В конечном счете представители Великобритании согласились с планом Уайта, внеся в него ряд существенных корректив:

* Фонд должен выступать пассивным игроком валютного рынка, ему запрещено оперировать национальными валютами и проводить фидуциарную эмиссию унитаса, кроме того, международная денежная единица будет иметь обеспечение;
* уставной капитал Фонда должен состоять только на 12.5% из золота, а остальная часть оплачивается долговыми ценными бумагами правительств;
* Фонду необходимо гораздо больше ресурсов по сравнению с первоначальным американским предложением, ориентировочная сумма должна составлять порядка $10 млрд.;
* страны смогут свободно изменять фиксированные курсы, однако следует разработать объективные правила, по которым будут осуществляться девальвации и ревальвации.

Окончательная редакция проекта валютной системы была вынесена на обсуждение валютной и финансовой конференцией Объединенных Наций, хотя самой ООН формально еще не существовало.

Грандиозный триумф

Конференция состоялась 1 -22 июля 1944 г. в курортном местечке Бреттон-Вудс американского штата Нью-Хэмпшир. В собрании приняло участие 730 представителей из 44 стран. Все страны, участвовавшие в конференции, включая СССР, подписали заключительный акт 22 июля, из них 29 стран впоследствии ратифицировали статьи Устава МВФ.

Советский Союз отказался утвердить какие бы то ни было документы, чем исключил себя из международной валютной системы. Делегатами было создано три комиссии и множество подкомитетов и рабочих групп, обсуждавших детали международного проекта. Представители Египта и Индии пытались поднять вопрос оплаты накопившихся стерлинговых резервов золотом, но англичане приложили все усилия, чтобы вынести этот вопрос за скобки дискуссии.

Бреттон-Вудская конференция была самым грандиозным и последним триумфом в жизни Джона Кейнса. Руководители национальных центральных банков и казначейств с вниманием ловили каждое его слово. Будучи уже в преклонных летах, Кейнс с трудом боролся с усталостью и слабостью, и все же доминировал повсюду на конференции. Ни одно важное решение не проходило без его одобрения.

Бреттон-Вудскую конференцию завершило подписание «Совместного заявления экспертов об учреждении Международного валютного фонда». Оно включало соглашение о валютном контроле на переходный период и декларацию о принципах функционирования Фонда: цели и политика, порядок фиксации и изменения валютных курсов, а также погашение дефицита валютных резервов.

Идея унитаса и банкора по итогам конференции была успешно похоронена. Резервными активами предполагалось сделать доллар и фунт стерлингов. Хотя в соглашении и было допущено множество промахов и ошибок, тем не менее, оно родилось в результате межгосударственного консенсуса, которого в мире не было уже более двадцати лет.

Источник: www.spekulant.ru

  1. SDR
    Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 13:44

    Немножко об упомянутом в статье Гарри Декстере Уайте (первом главе МВФ) и Альджере Хиссе (первом председателе ООН)из книги Дугласа Рида "Спор о Сионе":

    "...Первое разоблачение планов подрыва Запада и распространения мировой революции имело место в Канаде сразу же по окончании войны, и оно было единственным из четырех, в котором последовало полное правительственное расследование и полное опубликование всех его результатов; оно же было толчком к другим аналогичным разоблачениям в США, Австралии и Англии.

    Разоблачения были сделаны, с риском для собственной жизни, русским, сообщившим канадскому правительству о наличии сети шпионажа и агентурного проникновения в государственный аппарат, центром которого было советское посольство в Оттаве.

    То, что в данном случае последовало полное и открытое расследование — весьма необычное в подобных случаях — обязано, по-видимому, тому обстоятельству, что тогдашний канадский премьер-министр, Макензи Кинг, был, хотя и дошлым политиком, но простаком, интересовавшимся, главным образом, спиритизмом.

     Документально убедившись в справедливости разоблачений Игоря Гузенко, он понял, что они свидетельствуют о «такой серьезности положения, в котором Канада еще никогда не находилась до сего времени», и немедленно полетел известить президента США (преемника Рузвельта) и тогдашнего премьер-министра Англии (Клемента Эттли), что «положение было даже еще более серьезным в Соединенных Штатах и в Англии». 

    К этому времени документальные доказательства, представленные бывшим советским агентом Унтгакером Чамберсом, о том, что Альджер Хисс был центральной фигурой советского шпионажа в Госдепартаменте США, были уже известны, но игнорировались двумя американскими президентами в течение шести лет, а тремя годами позже и м-р Труман нашел нужным публично высмеять их, как «красную селедку» (английское выражение, означающее обман — прим. перев.).

    Разоблачение Хисса и его соучастников было исключительно результатом личных усилий отдельных патриотов (в том числе будущего вице-президента и президента Никсона), сумевших выжать правду из скрывавшего ее правительства и настоять на расследовании.

    Дело Хисса повлекло за собой множество других разоблачений, показавших, что американский правительственный аппарат на всех уровнях кишел советскими агентами.

              В Англии, в Продолжение шести лет после предупреждений со стороны премьер-министра Канады и расследования высшими инстанциями, не было сделано ничего для исправления установленного этим расследованием положения. В 1951 г. два сотрудника Форин Оффиса (мин-во иностр. дел), один из которых занимал высокую должность и делал быструю карьеру, в то время как оба в личном отношении слыли довольно сомнительными типами, но явно протежировались чьей-то невидимой рукой, неожиданно исчезли из Лондона. Вскоре выяснилось, что они бежали в Москву, опасаясь разоблачений в духе Альджера Хисса.

     В течение добрых четырех лет после этого английские правительства (как социалистическое, так и консервативное) отказывались назначить открытое расследование или представить какую либо информацию, кроме ничего не говорящих заверений, что «делается все необходимое для выяснения».

    В 1955 г. английский Форин Оффис неожиданно сообщил, что оба подозревались в передаче секретной информации советским органам, уже начиная с 1949 года (они исчезли в 1951 г.). 

    Западное признание было далеко не добровольным, а вынужденным в силу того, что еще один русский, Владимир Петров, из советского посольства в Канберре (Австралия) также бежал на Запад, сообщив, что оба скрывшихся агента, Бургесс и Маклин, были завербованы как советские шпионы еще в их студенческие годы в Кембриджском университете за 12 лет до того, т.е. еще в 1930-35 г.г.

    Карьера Альджера Хисса представляет собой полную параллель тому же в Америке. Немедленно после запоздалого признания Форин Оффиса, Бургесс и Маклин были торжественно представлены Советами представителям международной печати в Москве в качестве сотрудников министерства иностранных дел СССР;  британское правительство не нашло ничего лучшего, как тут же пригласить тогдашних советских вожаков, Хрущева и Булганина, прибыть с официальным визитом в Лондон.

    Разоблачения Петрова привели в Австралии, четвертой стране, зараженной чумой советского шпионажа, к официальному расследованию Королевской комиссией, состоявшей из трех высокопоставленных судебных чиновников. Из всей серии расследований на Западе, только австралийское может быть поставлено в один ряд с канадским, за 9 лет до того. Оно было довольно обстоятельным и в его официальном отчете (от 14 сентября 1955 г.) было установлено, что, начиная с 1943 г., советское посольство в Канберре «руководило организацией шпионажа в Австралии».

     Министр иностранных дел Австралии Кейзи одновременно констатировал, что среди государственных служащих Австралии действовало «гнездо изменников».

    Это подтверждало то, что говорил Макензи Кинг за 10 лет до того, а также и то, что в течение целого десятилетия ни в одном из четырех затронутых или зараженных этим недугом государств не было сделано ничего для отвращения смертельной опасности, в которой они находились. 

    Главной причиной этого было то, что все правительственные, парламентские и судебные расследования этого десятилетия (за исключением одного) служили не столько информации, сколько дезинформации общественного мнения, сосредоточивая все внимание на «шпионаже», хотя фактически этот вопрос являлся второстепенным. То, что большие государства стремятся разузнать с помощью шпионов и агентов секреты других стран, давно уже было всем известным фактом, так что даже небывалый до тех пор масштаб советского шпионажа не слишком волновал общественность; считалось, что на то и существует контрразведка, чтобы следить за такими вещами.

    Расследования, таким образом, отвлекли внимание общественности от самого главного, что было ими обнаружено.  Дело было не в простой краже документов, а в контроле и направлении чужой рукой государственной политики на самом высшем уровне, к которым привело заражение государственного аппарата западных стран.  Именно это позволило направлять во время войны весь поток вооружений, товаров, финансовых средств, а также и военные операции и доведение западных политиков на конференциях глав правительств в сторону обеспечения максимальных успехов революционного коммунистического государства, как в смысле территориального расширения, так и в смысле усиления его военной мощи.

     Эта сторона вопроса была освещена только в ходе судебного процесса над Альджером Хиссом и сопутствовавших ему предварительных и дополнительных расследований и разоблачений.

    Они показали, что мировая революция располагала активными агентами на вершинах политической власти Запада, где они направляли в ее пользу государственную политику и всю энергию народного существования. Оба разоблаченных агента поставляли своим хозяевам также  секретные материалы, но это была лишь небольшая часть их деятельности, в ходе которой им удалось перекроить карту Европы и создать положение, перед которым весь мир стоит в настоящее время.

    Имена Альджера Хисса и Гарри Декстера Уайта неотделимы от этого исхода событий.  Начиная со своих студенческих лет в 30-х годах, Хисс продвигался с чьей-то невидимой помощью столь же быстро по ступеням государственной службы, как и Маклин в Англии. 

    Уже в 1939 г. на него указал, как на советского агента, его сотоварищ-коммунист, осознавший свой долг перед страной в тот момент, когда революционное коммунистическое государство сговорилось с Гитлером о нападении на Польшу, однако на это указание никто не обращал внимания в течение многих лет, когда два американских президента, один за другим, продолжали протежировать Хисса. Он неразлучно находился при президенте Рузвельте в Ялте (часто при беседах с глазу на глаз Рузвельта со Сталиным), и выдача восточной Европы на поток и разграбление коммунистам неразрывно связана с его именем; невозможно придти к иному выводу перед лицом разоблачений, сделанных на его судебном процессе.

     После Ялты, явно как знак особого доверия, которым он пользовался у международной мафии, направлявшей события в этот период всеобщего смятения, его сделали первым генеральным секретарем рожденной в Сан-Франциско в апреле 1945 г. Организации объединенных наций, которая, таким образом, увидела свет, направляясь агентом мировой революции.

    Руководящая роль, которую Хисс играл в Ялте, видна на немногих примерах. Номинальный государственный секретарь США, Эдвард Стеттиниус, накануне ялтинской) конференции отдал распоряжение сотрудникам Госдепартамента, чтобы «все материалы для президента по вопросам, которые должны будут обсуждаться на совещаниях Больших Трех, должны быть в руках м-ра Хисса не позднее, чем в понедельник 15-го января (1945 г.)». Этим самым в распоряжение Хисса были отданы все материалы Госдепартамента на предмет осведомления президента о вопросах, обсуждение которых ожидалось в Ялте. 

    Джеймс Бернс, бывший ранее государственным секретарем США, и принимавший участие в ялтинской конференции в качестве директора Военного ведомства по мобилизации и демобилизации, писал впоследствии: «Насколько я мог судить, президент почти не был подготовлен к ялтинской конференции... Лишь накануне нашей остановки на Мальте я узнал, что у нас на борту было целое собрание весьма обстоятельных анализов и рекомендаций, подготовленным Госдепартаментом... Когда я впоследствии познакомился с некоторыми из этих великолепных материалов, я очень сожалел, то мы не изучили их за время поездки. Я уверен, что этого не было сделано ввиду болезни президента».          

     Материалы, подготовленные специалистами-профессионалами Госдепартамента касались будущих отношений с Советами, однако заявления Рузвельта в Ялте ни в какой степени не отражали их содержание, поскольку он не дал себе труда с ними ознакомиться. Америанскую политику в Ялте фактически делал Хисс. Стеттиниус отмечает неизменное присутствие Хисса «за спиной президента» на всех формальных совещаниях, упоминая, что и он сам всегда «совещался» с Хиссом перед этими заседаниями и после них. Офнипальный, сильно подчищенный американский отчет о ялтинской конференции явно подвергся редактированию со специальной целью затушевать роль Хисса; он содержит лишь сделанные им замечания и реплики, не говорящие ничего, будучи вырванными из контекста главного содержания: его роли в заговоре.

     Упомянутый нами ранее Брайтон Баррон — одни из двух официальных историков Госдепартамента, уволенных за отказ «извращать историю» и «замалчивать официальные данные» — заявил в феврале 1956 г. на публичном собрании в Чикаго, что, если бы ему было разрешено, ей мог бы «на примерах показать, какой властью пользовался Альджер Хисс», и как он действовал на самом высшем уровне государственной власти», добавив, что официальный отчет «обходит молчанием его важнейшие действия на этой роковой конференции».

    Имя Альджера Хисса стало хорошо известно, благодаря его судебному процессу и осуждению.

    Однако, наиболее осведомленное лицо в этой истории, Уиттакер Чамберс, считает, что субъект, известный под именем «Гарри Декстер Уайт», которого он называет «одной из самых влиятельных личностей во всем мире», сыграл еще большую роль в подчинении американской политики советским интересам.

     Как писали американские газеты, все их попытки обнаружить свидетельство о рождении гражданина по имени «Гарри Декстер Уайт» были напрасными: кем он был в действительности, никому не было известно!

     Небезызвестный Генри Моргентау младший (в отличие от его отца, бывшего послом США в Константинополе во время первой войны — прим. перев.), единственный несменявшийся министр в кабинетах Рузвельта за все 12 лет правления последнего, вскоре же после своего назначения министром финансов принял «Гарри Декстера Уайта» на службу, в своем министерстве (в 1934 г.).

     Его быстрое продвижение по службе (как и Хисса в Госдепартаменте) указывает на влиятельную и постоянную поддержку. Сразу после Перл-Харбора его назначили руководителем «всех действий министерства финансов, связанных с международными отношениями», после чего он стал заместителем самого министра.

    В течение всех этих лет этот правительственный чиновник, чья истинная личность, по-видимому, навсегда останется тайной, действовал в качестве советского агента, и доказательства этого были представлены президенту Рузвельту, не нашедшему нужным обратить на них внимание.

    Уиттакер Чамберс показал, что он впервые получил от Уайта секретные документы (для передачи их советским органам) в 1933 г.; в 1939 г. он предложил представить доказательства деятельности Уайта и Хисса; документальные доказательства хранились им в течение дальнейших лет, пока он не представил их для опровержения клеветнических заявлений Хисса по его собственному адресу. С самого начала и до конца ни одна правительственная инстанция не вырашла желания ознакомиться с ними.

    Федеральное Ведомство по расследованиям (ФБР) допросила Чамберса в 1941 г., причем он назвал имя Уайта, однако ничего предпринято не было; ФБР не нашло также нужным включить в расследование этого дела какую-либо государственную инстанцию, т.о. окончательное разоблачение было сделано частным агентством и то, только  1948 году.

    Первое решающее вмешательство м-ра Уайта в американскую государственную политику состоялись в 1941 г. Согласно двум не вызывающим ни малейших сомнений источникам (проф. Вилчьям Лангер и проф. С. Эверетт Глизон из Гарвардского университета, в их книге «Необъявленная война»), именно Уайт составил текст американского ультиматума от 26 ноября 1941 г., с помощью которого Японию «заманили сделать первый выстрел» в Перл-Харборе (по выражению военного министра США Стимсона).

     Рука Уайта, следовательно, ясно видна в первом акте вхождения Америки в войну, как и рука заинтересованного в нем советского руководства. Обеспечив начало войны, он смог обеспечить и ее окончание исключительно в интересах той же стороны, его хозяев. 

    Ему же приписывается и авторство знаменитого «плана Моргентау», направленного на разорение и фактическое уничтожение Германии.  В обоих случаях, следовательно, американская политика диктовалась министерством финансов, а не Госдепартаментом или военным министерством, которые, согласно конституции, ответственны — под общим руководством президента — за ведение международной политики в военное время.

    В министерстве же финансов, как уже было указано, м-р Уайт нес «полную ответственность» за все имевшее отношение к международным делам, очевидно не в рамках одного только этого министерства.  По окончании Второй войны в Америке наблюдалась тенденция приписывать инициативу обоих роковых решений одному Уайту.

    Здесь явно налицо попытка снять ответственность с самого министра, Генри Моргентау. Однако, Моргентау назначил Уайта на его ответственный пост, и он же подписал как проект ультиматума Японии в ноябре 1941 г., так и проект расчленения Германии в сентябре 1944 г., а президент Рузвельт в обоих случаях действовал согласно представленному ему плану. Невозможно поэтому разграничить ответственность Моргентау и Уайта, в крайнем случае можно было бы сказать, что загадочный «Гарри Декстер Уайт» был душой этой достойной пары.

    О том, как зародился «план Моргентау» по расчленению Германии на мелкие провинции, полному разрушению ее промышленности с затоплением угольных шахт и рудников, и сведением ее на уровень «козьего пастбища», было описано в 1947 г. другим заместителем министра финансов США, Фредом Смитом.  Он сообщает, что вопрос впервые обсуждался на совещании (в его присутствии) между Эйзенхауэром, министром Моргентау и Уайтом в обеденной палатке генерала на юге Англии, 7-го августа 1944 г. 

    По словам Смита, вопрос о будущем Германии был поднят Уайтом. Эйзенхауэр сказал, что ему хотелось бы «на некоторое время крепко приструнить немцев... все население Германии — синтетические параноики» (эта комбинация двух слов не имеет даже подобия конкретного или переносного значения, свидетельствуя разве что о склонности генерала к употреблению «умных» слов, смысла которых он сам не понимал — прим. перев.), на что м-р Уайт заметил: «Мы можем тогда сослаться на Вас в вопросе обращения с немцами», а генерал Эйзенхауэр дал ему на это свое разрешение. 

     На основе этого разговора Моргентау составил свой план, согласовав его в Лондоне с Черчиллем и Иденом, после чего он вылетел обратно в США, где он представил этот план Рузвельту. Вплоть до этого момента, пишет Смит, Госдепартамент не был извещен об активности Моргентау в этом вопросе. У Рузвельта вероятно были какие то сомнения по поводу плана, и он назначил комиссию для разработки плана послевоенной организации Германии, в которой государственный секретарь и военный министр сошлись наконец с м-ром Моргентау из министерства финансов.

      Оглашение в комиссии плана Моргентау «привело к такому бурному взрыву, какой еще никогда не нарушал торжественной тишины покоев Белого Дома»; министры Хэлл (госуд. секретарь) и Стимсон (военный) оба заявили свой категорический протест. Тем не менее, когда затем Рузвельт полетел в Квебек для встречи с Черчиллем, то «случилось так», что сопровождал его м-р Моргентау, а г-да Хэлл и Стимсон остались дома.

     Черчилль пишет, что он был этим удивлен, но затем и он, и Рузвельт оба подписали план, который правильно было бы назвать «планом Уайта-Моргентау».

     Так президент Рузвельт (вопреки энергичным протестам членов его кабинета, государственного секретаря Хэлла и военного министра Стимсона) и премьер-министр Черчилль (вопреки его собственным многочисленным заявлениям) санкционировали «мир» возмездия и наказания для побежденных, причем впоследствии оба делали вид, что не ведали, что творят. По словам Черчилля, он весьма «сожалел», что поставил под ним документом свою подпись, из чего, однако, не совсем ясно, почему он это сделал (уклончивый комментарий Джеймса Ф. Бернса также гласил, что «это трудно понять»). 

    Рузвельт изображал дело так, будто речь шла о его инициалах, по ошибке поставленных им на маловажном междуведомственном меморандуме, который он не дал себе труда прочесть. По его словам, он уступил приставаниям «верного, старого друга», что опять-таки указывает на м-ра Моргентау: далее, он, оказывается, был «совершенно потрясен» тем, что получилось, и, не мог понять, как он вообще мог поставить под этим свои инициалы; видимо он сделал это, не подумав» (Стимсон).

      Общественному мнению дело потом изобразили так, будто ошибка была вовремя замечена и «план Моргентау» не был осуществлен: фабрики не были взорваны и шахты те были затоплены. Это было неправдой, а лишь мазней медом по губам, дух возмездия, пропитавший план Уайта-Моргентау, господствовал в послевоенной действительности.

    Моргентау не удалось добиться, чтобы (как Рузвельт это «в шутку» предлагал Сталину в Ялте) немецких «архи-преступников» расстреливали без всякого следствия, о те судебные процессы, которые были затем разыграны в Германии, навеки остаются позорным пятном на западном правосудии. Раздел Германии (который фактически разрезал надвое всю Европу, друзей и врагов без разбора) был чреват большими опасностями для будущего, чем любое расчленение Германии на отдельные провинции.

     И наконец, санкционирование Западом рабского труда повернуло вспять культурное развитие Европы на протяжении девятнадцати столетий: характерно, что через 11 лет по окончании войны правительство США отказалось поддержать проект международной конвенции, внесенный Международной Организацией Труда и запрещающий принудительный труд: подпись под Ялтинскими соглашениями явно исключала возможность присоединиться к подобной конвенции.

    Так призрак «Гарри Декстера Уайта» продолжает висеть над сценой современности, поскольку направление, приданное им и его сообщниками американской правительственной политике, сделало будущее всего Запада еще более сомнительным и внушающим опасения, чем когда-либо.

    С окончанием войны его авторитет у американских президентов продолжал расти, и он был назначен председателем второй из двух международных конференций, на которых ковались планы подчинения национальных государств международному директорату. Первой была организационная конференция Организации объединенных наций, председательское место которой было занято Альджером Хиссом. Второй была финансовая конференция в Брестон Вудс, в результате которой были созданы Международный банк и Международный валютный фонд. Уайт был организатором этой последней конференции и был затем назначен американским директором Международного валютного фонда. Другими словами, главными представителями правительства Соединенных Штатов на каждом из этих подготовительных совещаний по созданию нового сверхнационального директората были советские агенты.          

    Накануне того, как Уайт получил это свое последнее назначение (официально объявленное президентом Труманом 23-го января 1946 г.), ФБР неоднократно предупреждало Белый Дом о тайной деятельности м-ра Уайта, в последний раз в особом докладе на имя личного военного адъютанта президента от 8 ноября 1945 г., в котором Уайт был открыто назван советским агентом и шпионом.

     По объявлении президентом нового назначения Уайта, руководигель ФБР Эдгар Гувер 1 февраля 1946 г. снова направил правительству энергичное предостережение, указывая, что если назначение Уайта будет утверждено, то «он будет в состоянии в значительной степени влиять на решение всех международных финансовых вопросов».

     Несмотря на все это, назначение Уайта было утверждено 1 мая 1946 г.: это отметил в своем показании 17 ноября 1953 г. государственный прокурор Герберт Браунелль.

     В своем ответе на сообщения ФБР президент Труман признал, что подтверждение назначения Уайта было им сделано после получения предупреждения от февраля 1946 г., о предупреждении от ноября 1945 г. он не нашел нужным упомянуть.

     В апреле 1947 г., когда расследование о деятельности Хисса уже приближалось к концу, м-р Уайт ушел в отставку «по состоянию здоровья».

     В августе 1948 г., когда его вина была доказана и должна была быть сообщена обшественности, он был вызван на допрос Комитетом по расследованию антиамериканской дсятельности, показав там, что ни в каких заговорах он никогда не участвовал. В частном порядке ему были тогда предъявлены наиболесе уличавшие его доказательства (все они сохранены в официальных архивах), и через три дня его нашли мертвым.

    Он был похоронен по еврейскому обряду, но вскрытия тела произведено не было, и обстоятельства его смерти остаются столь же загадочными, как и его личность.       

    Семь лет спустя (в сообщении от 3 января 1955 г.) Внутренний комитет по вопросам безопасности Конгресса США установил, что:

    1. Альджер Хисс, Гарри Декстер Уайт и их сообщники из коммунистического подполья в правительстве обладали властью оказывать решающее влияние на американскую государственную политику и политику международных организаций во время Второй мировой войны и в годы непосредственно по ее окончании; (это как раз тот решающий и особо опасный «период всеобщего смятения», о котором мы уже говорили ранее: последние годы большой войны и первые годы по ее окончании);

     

    2. Они обладали властью оказывать решающее влияние на создание и деятельность Организации объединенных наций и ее подчиненных учреждений;

    3. Их власть не была ограничена их официальными должностями. Она заключалась прежде всего в доступе к руководящим правительственным деятелям и влиянии не этих последних, а также в их возможностях предоставлять или скрывать информационные материалы, на которых должны были основываться политические решения их начальников;

    Хисс, Уайт и значительное число их коллег, помогавшие в решающий период времени делать международную политику Америки и политику международных организаций, были разоблачены как тайные коммунистические агенты.

     

    1. Foma_Never
      Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 14:06

      какие на... "коммунистические агенты"?  Удивлен

      это ж люди из команды ВИСа! Круто

       

       

      1. SDR
        Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 14:14

        Одно не противоречит другомуУлыбаюсь

      2. KOL
        Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 14:38

        Вы мне льстите! Но так приятно... Смешно

        1. SDR
          Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 14:43

          Так, наверное, лесть более приятнаУлыбаюсь

          Mafia

          1. KOL
            Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 14:46

            Фу... Недовольный

  2. SDR
    Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 14:08

    P.S. Zirop(у):

    Это ж как надо было жахнуть весь мир в ХХ веке всем объединённым коммуно-капиталистическим кодлом с помощью 1,2 мировых войн плюс революциями, чтобы в 1948 году создать  талмудический "очаг напряженности" размером с гулькин нос ?Плачу

  3. LVV
    Опубликовано 10 месяцев назад: 05 января 2011 в 18:14

    "Идея унитаса и банкора по итогам конференции была успешно похоронена. Резервными активами предполагалось сделать доллар и фунт стерлингов."

    Что характерно и что хотелось бы обсудить, это то что оба автора обоих проектов изначально стояли на позициях плавноменяющихся курсов валют которые соотносились бы друг с другом через некую промежуточную валюту. Вот плюсы, и особенно минусы, этого подхода хотелось бы обсудить. 

    Просто я минусов не вижу.


Ваш комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы публиковать сообщения.

Rambler's Top100
Использование любых материалов, размещенных на сайте crisis-blog.ru, возможно только при условии размещения, неотъемлемо от текста публикуемой статьи, активной гиперссылки на сайт crisis-blog.ru.
Спасибо за понимание.

 Powered by Max Banner Ads