"Давайте используем вывозимые из страны деньги" - увы все не так просто, важно на что. как используем. Допустим, не думая примем предложения автора статьи и продадим на финансовом рынке все доходы, направляемые сегодня в стабилизационные фонды. Заплатим вырученными деньгами пенсионерам, солдатам итд. Кто купит их? Коммерсанты, для вывоза своих прибылей, которые они не вложат в развитие своих производств? Или коммерсанты, которые привезут на них "очередные ножки Буша" и промышленную продукцию с Запада, разорив внутренних производителей и снизив базу налогооблажения? А что будет при резком изменении цен на энергоносители и исчезновении источников финансирования пенсионеров армии итд? Статья поверхностная и коньюктурная. Реально нужно создать механизмы удержания в стране частных инвестиций и кредитования государственными средствами технического перевооружения, но государственные расходы должны минимально зависеть от цены на нефть. Иначе - цена на нефть будет механизмом внешнего управления Россией.
Форум » Обсуждения статей » Вторая свежесть
Когда будущие историки будут анализировать социально-экономическую ситуацию в России в начале 21-го века, им нужно будет выявить ключевые проблемы, которые определили основные особенности существования российского общества, положения страны в мире. Немного облегчим им работу.
Конечно, одна из ключевых проблем – сильная зависимость российской экономики от нефтяных цен.
Конечно, практически запредельная коррупция, изношенность практически всех фондов, социальные болезни – алкоголизм, наркомания, высокая степень расслоения граждан по уровню доходов, которая превратилась в угрозу национальной безопасности.
По этим проблемам уже так много сказано, что здесь у будущих историков не будет трудностей с получением информации.
Меньше известно об оттоке финансового капитала из страны. Поэтому ниже остановимся на этой теме подробнее.
Во второй половине 2011 г. в связи с выборами в новую Государственную Думу, выборами президента и снижением авторитета правящей партии «Единая Россия» с легкой руки премьера В. Путина в общество вброшена идея создания Общероссийского народного фронта (ОНФ). И почти сразу же специально созданный Институт социально-экономических и политических исследований стал готовить новую народную программу для «Единой России» и ОНФ. Как сообщил глава этого института экс-президент Чувашии Николай Федоров, программа будет представлять собой пятилетний план развития России.
Почему Чувашия? Почему Федоров? И как ОНФ вписывается в существующие законы – сейчас обсуждать не будем, это разговор отдельный.
Заметим, однако, что идея ОНФ плохо вписывается в элементарную логику. Действительно, если «общероссийский», то уж наверняка «народный»; поэтому второе слово в названии – избыточное. Если «общероссийский», то, причем здесь «фронт», который по смыслу должен разделить общество? Против кого «фронт», с кем воевать собрались? Иначе говоря, слова «общероссийский» и «фронт» противоречат друг другу, если речь идет о внутренних, а не о внешних проблемах.
Умудриться нагромоздить в 3-х словах столько нелепиц могли только люди, у которых в значительной мере уже атрофировались внутренние тормоза, которые почти искренне считают, что все ими сказанное – гениально и критике не подлежит. Это я пишу специально для историков, чтобы наши потомки не подумали, что в 2011 г. все были умственно недоразвитыми. А думать так основания, к сожалению, имеются, судя то потому, как дружно, как один, аплодируя, в ОНФ вступают представители трудовых коллективов. И какие зажигательные речи произносят на собраниях молодежные активисты, как застенчиво, вяло и неубедительно (по выражению их лиц, они сами это понимают) аргументируют свое вступление в ОНФ уважаемые люди.
Но не будем о грустном. Вернемся к нашим баранам. В смысле – к программе ОНФ и оттоку капитала из страны.
В 2000 г. была сформирована «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», больше известная широкой публике, как программа Грефа. Она имеется в Интернете, желающие могут с ней познакомиться.
Сейчас Федоровым формируется новая программа на следующие 10 лет. Наверное, это такой важный документ, что его положения не афишируются? И правильно, ведь для российских политиков главное не существо программы, а то, что она есть. Что ее можно напечатать, переплести в толстую книжку, положить на стол, сослаться на нее в выступлениях, как, например, на «План Путина», который никто не видел. Т.е. примерно так, так описано в романе Ю. Полякова «Козленок в молоке» – в реальности книги не было, но все о ней говорили, и кто-то даже утверждал, что читал.
По имеющимся данным, в новой программе, так же как в программе Грефа, много правильных слов. И слова даже более красивые. Но, учитывая, что предыдущая программа не была выполнена, все опять будет на уровне лозунгов «взвейтесь–развейтесь!».
Хорошим индикатором состоятельности подобных программ является их отношение к оттоку финансового капитала и мерам по его снижению и предотвращению. Если в программе написано, что эти меры должны быть не столько запретительными, сколько экономическими, или что-то подобное этому, то знайте – такая программа выполнена никогда не будет, она обречена.
Пояснение. Далее под общим оттоком финансового капитала понимается не только вывоз частного капитала по легальным и нелегальным каналам, но и отчисления Банка России в международные финансовые резервы. Последнее – это по существу инвестирование Россией экономик США и стран ЕС.
В последние 5 лет по указанным каналам из страны каждый год уходит по $80 млрд. Оценим социально-экономическую значимость этой цифры. Для этого выберем самые актуальные российские темы, которые, что называется, на слуху.
Дефицит российского пенсионного фонда составляет 1,1 трлн. руб., т.е. около $39,6 млрд. Это только 49,5% годового оттока капитала из страны.
Гособоронзаказ для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), проблемах выполнения/невыполнения которого в последнее время обсуждаются на разных уровнях, в 2011 г. составляет 750 млрд., т.е. $26,78 млрд.
Много говорится о финансовых сложностях создания в России контрактной армии. Установим цену этого вопроса.
В армии примерно 500 тыс. солдат (круглая цифра – для простоты расчетов). Если каждый солдат дополнительно к существующим видам довольствия будет ежемесячно получать еще 30 тыс. руб., то общие годовые расходы на содержание такой армии увеличатся на 180 млрд. руб., т.е. на $6,64 млрд. Представляется, что в таких условиях служить солдаты будут добровольно и очень заинтересовано и не 1 год, а 3-4 года: уволившись, они не только приобретут полезные практические навыки, но и смогут приобрести жилье.
Государственное финансирование РАН в 2011 г. предусматривалось на уровне 35,2 млрд. руб. – около $1,25 млрд. Если объем этого финансирования увеличить в 2 раза, то потребуется дополнительные $1,25 млрд.
Подведем итог: для ликвидации дефицита пенсионного фонда + для полноценного финансирования Вооруженных Сил и предприятий ОПК + для увеличения на 100% финансирования РАН в общей сложности потребуется $74,27 млрд. – меньше, чем ежегодно уходит из страны. Еще и на какую-нибудь чудную олимпиаду останется. Или на то, чтобы немного отремонтировать ветхое жилье.
Другими словами, ключевые и наиболее болезненные социально-экономические проблемы страны завязаны только на один ключевой фактор – снижение оттока капитала.
Еще раз: $80 млрд. – это примерно 5% ВВП. Т.е. та самая величина, на которую ВВП ежегодно растет последние годы. Если из страны вывести эти 5%, она никакого развития не получит. Максимум, останется на простое воспроизводство, если не разворуют.
Отсюда следует, что все разговоры про инновации, опережающее развитие российской науки, модернизацию – просто красивые слова, которые не имеют под собой реальной основы.
Прежде, чем зазывать иностранных инвесторов, предлагать очередные амбициозные проекты, пытаться занять деньги за рубежом, нужно зашить дырку в государственном кармане, через которую постоянно исчезают деньги.
И как бы чиновники и партийные функционеры не выступали на праймериз с зомбирующими аудиторию возгласами «Я убежден!», «Я уверен!», «Я знаю, как!», имейте ввиду: при сохранении существующего положения с оттоком капитала, это пустые слова, шаманские камлания.
Конечно, мало включить дельные и реализуемые предложения по ограничению оттока капитала в партийную или экономическую программу. Это условие недостаточное, но необходимое. Еще нужно будет предпринять нелегкие шаги, преодолеть трудности, которые будут очень велики, учитывая, сколько всяких людишек присосались к этой кормушке.
Но без этого дальнейшее развитие страны невозможно.
Поэтому все последующие программы, концепции и стратегии, в которых отсутствует положения об ограничении оттока капитала, будут несостоятельны. Чтобы напрасно не терять времени, их изучение можно начинать именно с раздела о валютном регулировании – если его нет или он написан формально и только для проформы, остальное в программе можно не читать.
Такие документы имеют вторую свежесть. Иначе говоря – они тухлые…
Автор статьи: Александр Фомин. Веб-сайт: www.csef.ru
-
Дима - первый в стране случай, когда первое лицо государства-должность номинальная.
Прецедент создан. Да будет так! :)
-
Уважаемый LVV!
Вы пишите: "Статья поверхностная и конъюнктурная". Но по общему правилу обсуждений "Критикуя - предлагай", следует обосновать, в чём автор заблудил. Обругать оппонента не сложно, мы все не без греха. А вот детально разобраться ... это уже труд.
Я поддерживаю автора статьи. Он правильно ставит вопрос - деньги, которые сейчас идут на поддержку экономик Запада, должны использоваться внутри страны. Возможно, наши блудливые коммерсанты потом их всё равно уведут за рубеж. Но сначала они поработают внутри страны. А как? Военные, учёные, пенсионеры пойдут в магазин, к строителям, у тех появится возможность заказать товары и услуги промышленникам, те с радостью расширят производство и так - по цепочке. Что ж в этом плохого? Страна будет расти и развиваться.
Сталина не склоняет только ленивый либераст. А сравнить? С результатами и методами управления нынешнего руководства … То ли ума нет, то ли глашатаям рыночных преобразований глотку заткнули долларовыми подачками. До рыночных реформ страна имела 40% мирового производства самолётов, сейчас – 0. В Пензе 12 крупнейших приборостроительных заводов и НИИ стоят, новейший завод высоких технологий разворовали, 5 корпусов стоят пустые, и лишь один используют под торговый центр и МРЭУ. А раньше? Вот пишет М.В.Проценко, бывший генеральный директор ПО "Старт", где ковался ядерный щит державы, в своей книге «Дело, которому я служил» (2008г): «Сильной стороной сталинского руководства было умение предвидеть, смотреть далеко вперёд». Уже в 42 году, в самый разгар войны, когда люди голодали, но на науку денег и средств не жалели, был начат урановый проект; в 43 году Сталин дал поручение о подготовке послевоенной финансовой реформы …
Я не сторонник жёстких методов управления, Сталин мог бы и обойтись без репрессий. Но такое было время … Однако именно он сделал СССР могущественной державой, Хрущёв и Брежнев её не развалили. Нынешние же руководители только планы 2010, 2020 строят и нацпроекты принимают, вместо того, чтобы использовать собственный опыт индустриализации и послевоенного восстановления страны.
Так что нужно и можно делать сейчас, чтобы питать нефтедолларами экономику не чужую, а собственную? Миллиард за миллиардом изымать из Стабфонда, втихую закупать оборудование и технологии, восстанавливать собственное станкостроение, машино- и приборостроение, авиа- и судостроение. А начать конкретно нужно с финансов, ручки олигархам и банкирам пообломать за вывоз капитала, ЦБ национализировать, оффшоры все позакрывать. И т.д. и т.п. – опыт у страны поднятия с колен есть. А не создавать «фронты» против собственного народа …
-
Деньги от вывоза нефти имеют конкретную форму - сегодня это доллары. Долларами пенсии не выдашь. Чем отличаются деньги просто напечатанные и выданные пенсионерам от денег вырученных от продажи долларов и выданных пенсионерам? Деньги вырученные от продажи долларов обеспечены товаром, который можно купить за рубежом и ввезти. Поэтому продажа государственной доли нефтяной выручки для поддержки соцпрограмм, это удар по национальному производителю и дорога к полной зависимости государства от цен на нефть. Единственный вариант толкового использования государственной доли нефтяной выручки, использование ее для кредитования технического перевооружения национальной промышленности. Механизм я здесь многократно описывал. Кредиты государственного инвестиционного банка под высокий процент и под залог реальных активов. Часть процентов за пользование кредитом в дальнейшем может списана с предприятия при возрастании базы налогооблажения за счет использования кредита.
-
Статья на эту же тему http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/59656/
Ваш комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы публиковать сообщения.