РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСАХ И ВЫХОДЕ ИЗ НИХ
Обычно финансовую систему определяют как «совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране». http://www.pravo.vuzlib.net/book_z242_page_7.html Таким образом финансовая система определяет: формы платежных средств, способы их эмиссии, передачи и накопления, определяет надёжность платежных средств и устойчивость каналов их обращения.
Платёжные средства не исчерпываются одними деньгами. В качестве платёжного средства могут выступать векселя и другие ценные бумаги. Основным конкурентом денег, в качестве средств платежа, являются всё таки векселя. Ещё К. Маркс в XIX веке отмечал, что векселя занимают значительную долю в экономическом обороте и отказ от них способен спровоцировать кризис, обусловленный дефицитом платёжных средств. Далее будем различать два типа платёжных средств - деньги и векселя.
Деньги – золото или финансовые обязательства государства. Деньги являются безусловными средствами платежа, всегда и всеми участниками принимаются в качестве средства оплаты. Векселя – финансовые обязательства частных организаций, условные средства платежа, которые могут и не принять в качестве оплаты.
Понятно, что для устойчивого развития экономики необходима устойчивая финансовая система, а устойчивость финансовой системы, в свою очередь, определяется надёжностью платёжных средств. Следует отметить, что платёжные средства, эмитируемые Правительствами - деньги, не являются априори более надёжными, чем платёжные средства, эмитируемые частными структурами. Взять, к примеру, «керенки» времён Временного Правительства и векселя какого-нибудь надёжного английского банка. Распространённость вексельного обращения в XIX веке связана ни только нехваткой денежных средств в обороте, но и с отсутствием необходимого доверия к валюте некоторых государств.
Роль векселей в финансовом обороте не однозначна. За счёт эмиссии векселей возможно увеличение платёжных средств в обороте и их сокращение. Правительства, эмитируя бумажные дензнаки, не могут изъять их назад, поэтому не имеют такой возможности управлять денежной массой. Но главным достоинством векселя является известность лица, ответственного за его эмиссию и возможность частичного учёта векселя по соглашению с эмитентом.
Наличие в XIX веке двух форм денежных средств делало финансовую систему более гибкой. Векселя позволяли проводить кредитное финансирование инвестиций, при возникновении в них потребности, без накопления соответствующих финансовых ресурсов. В период накопления финансовых ресурсов реальными деньгами имело бы место сокращение спроса, что тормозило бы развитие экономики.
Использование двух форм платёжных средств давало и другие плюсы. Векселя, как платёжные средства, скапливались на руках предпринимателей. При кризисах и банкротствах обесценивались именно векселя. В результате в моменты кризисов потери несли предприниматели. К тому же практика учёта векселей с дисконтом, как бы уменьшала их стоимость, что соответствовало уменьшению покупательной способности данных платёжных средств и увеличивало покупательную способность обычных денег, что тормозило инфляцию в кризисные моменты.
Использование двух форм платёжных средств: векселей и денежных знаков, - делало финансовую систему XIX века ни только более гибкой, но так же более прозрачной и более устойчивой, по сравнению с денежной системой XX века. Субъекты финансовых отношений всегда знали, когда они владеют деньгами, а когда финансовыми обязательствами, правами на деньги.
В XX веке ситуация изменилась. С распространением безналичных расчётов и введением двух уровневой банковской системы различие между условными и безусловными средствами платежа, собственно деньгами и векселями, исчезает. Безналичные деньги на текущем счету в коммерческом банке, по своей сути, ничем не отличаются от векселя, это финансовые обязательства банка, права на деньги, а не сами деньги.
Однако, в отличии от векселя, безналичные деньги на счету коммерческого банка не имеют именной природы, позволяющей отследить кем данное обязательство эмитировано. В результате нельзя идентифицировать и вычленить из экономического оборота финансовые обязательств недобросовестных эмитентов, понизить доверие к ним и, таким образом, вывести их из оборота или избирательно снижать их стоимость. Всё это привело к большей чувствительности финансовой системы XX века к недобросовестности финансовых агентов.
Наряду с банками, то есть с учреждениями, занятыми кредитованием, хранением платёжных средств и проведением платежей, важную роль в финансовой системе XX века стали играть биржи, брокерские конторы, депозитарии и фонды, занимающиеся спекуляциями. Правила биржевой торговли позволяют осуществлять покупки без достаточного объёма платёжных средств. Биржевая торговля осуществляется ни с целью дальнейшего владения и использования объекта торговли, а с целью его дальнейшей перепродажи, поэтому покупки ограничены ни стоимостью объекта торговли, а возможным убытком при перепродаже. В результате данных правил торговли спрос, а следовательно и цены на биржевые товары, всегда завышен.
Пока в спекулятивный сектор втекают дополнительные финансовые ресурсы, цены растут, участники получают прибыль, которая большей частью капитализируется в тех же акциях, но частично уходит в реальный сектор и подпитывает вторичный спрос. Однако, как только появляется информация, вызывающая негативные ожидания, или прекращается приток финансов спекулятивные рынки падают, причём резко, потому что биржи, как только возможные убытки участников перестают перекрываться их средствами, начинают распродавать акции. В такие моменты, опасаясь убытков, участники торгов изымают из реальной экономики, имеющиеся там, финансы и направляют их на сохранение своих спекулятивных активов.
Анализируя роль событий в биржевой торговле, на процессы в реальной экономике, следует учитывать, что каждый дополнительный рубль порождает цепочку дополнительных доходов в реальной экономике, а недополученный рубль прерывает аналогичную цепочку. Биржевая торговля порождает вторичный спрос при притоке денег на спекулятивные рынки. Существенные падения на биржах, в свою очередь, не только прекращает этот приток, но вызывает дополнительный отток денег из реального сектора, что, с учётом обрыва цепочек доходов, приводит к обвальному сокращению спроса. Получается, что сложившийся порядок биржевой торговли, способствует дестабилизации реального сектора экономики.
Анализ роли финансовой системы на природу кризисов требует рассмотрения и анализа в общем виде природы этих кризисов. Под экономическим кризисом будем понимать сокращение производства, рост безработицы под влиянием дефицита спроса, поэтому необходимо понять из-за чего появляется дефицит спроса, что приводит к его колебаниям.
ВВП страны можно определить как совокупность доходов, но у людей есть потребность к накоплению, то есть к не использованию части доходов. В результате – совокупный спрос меньше совокупных доходов, то есть спрос меньше ВВП. Получается, что дефицит спроса – естественное состояние стабильной замкнутой экономики, и причина этого в стремлении к накоплению.
В открытой экономике проблема разрешается за счёт увеличения спроса при расширении рынков. Достаточно стабильное развитие капитализма в XIX начале XX веков обусловлено в значительной мере расширением рынков.
В замкнутой экономике выход из дефицита спроса, обусловленного накоплением, достигается заменой объектов накопления. Вместо денег накапливаются финансовые обязательства, права на деньги. Деньги же, через кредитование, возвращаются в экономический оборот. При этом кредитование не ограничено накоплениями, так как кредитование возможно не только деньгами, безусловными средствами платежа, но и финансовыми обязательствами.
Кредитование за счёт накоплений можно рассматривать как способ ускорения денежного оборота при котором снижается дефицит спроса, вызванный накоплением. А вот кредитование за счёт эмиссии финансовых обязательств, в не зависимости от их формы: векселя или безналичные деньги, обязанные своим происхождением кредитному мультипликатору, - порождает избыточный спрос, спрос превышающий доходы, при котором в финансовой системе накапливаются долги.
Таким образом, кредитование финансовыми обязательствами - это накопление долгов, накопление дефицита спроса. Взыскание долгов приводит к это резкому освобождению ранее накопленного дефицита спроса. Кризис можно рассматривать как высвобождение накопленного в финансовой системе дефицита спроса. Важнейшая роль финансовой системы состоит в управлении этим дефицитом, моментом и степенью его проявления.
Однако не всегда момент взыскания долгов определятся менеджментом финансовой системы. Иногда эта ситуация вынужденная, связанная с опасностью разрушения финансовой системы, так как, чем бы не происходило кредитование, деньгами или векселями, в финансовом секторе при этом накапливаются обязательства заёмщиков. Обеспеченность этих обязательств определяет устойчивость финансовой системы, и зависит она от точек входа кредитных ресурсов в экономику.
Существуют четыре точки входа кредитных ресурсов в экономику:
1. Деньги через инвестиции возвращаются в реальный сектор и идут на создание новых производственных мощностей, увеличение производительности старых и так далее. В этом случае финансовые обязательства заёмщика обеспечены реальными объектами. Расходование средств, направленных создание новых производственных систем, приводит к росту занятости, зарплат, увеличивает доходы домохозяйств, и потому, наилучшим образом поддерживает спрос.
Данный канал возврата денег в экономику работает, когда есть потребность в инвестициях, то есть когда появились новые потребительские товары массового спроса или существенно изменилась технология производства. К примерам возрастания потребности в инвестициях при появлении новых товаров можно отнести появление автомобилей, персональных компьютеров, сотовых телефонов, а к примерам изменения технологии – замену паровых машин на электрические.
2.Другая точка входа кредитных ресурсов – спекулятивные рынки. Спекулятивный сектор не производит материальные блага, а только их перераспределяет. Фактически инвестиции в спекуляции обеспечены только самими инвестициями, то есть вложенными деньгами. Если же инвестиции в спекулятивные рынки осуществлялись за счёт эмиссии финансовых обязательств, то возникает конструкция из не обеспеченных обязательств. Более того, вторичный спрос за счёт прибыли, заработанной на спекуляциях, должен снижать обеспеченность инвестиций в спекулятивный сегмент. Однако, с формальной точки зрения финансовые обязательства спекулянтов весьма обеспечены, так как объекты залога, акции, за счёт торговли под будущую маржу, переоцениваются.
Фактически кредитование спекулятивного сектора наносит вред экономике. Только часть кредитных ресурсов через вторичный спрос возвращается в реальную экономику и стимулирует спрос, а значительная часть уводится на рынки сырья и разгоняет инфляцию издержек. Устойчивость финансовой системы снижается из-за накопления плохо обеспеченных обязательств.
3. Следующей точкой входа кредитных ресурсов в экономику являются домохозяйства. Домохозяйства являются конечными потребителями материальных благ. Только кредиты на образование можно считать обеспеченными, так как они позволяют их получателям создавать более дорогую стоимость и погашать кредиты. Во всех остальных случаях потребительские кредиты обеспечены не создаваемой в будущем более дорогой стоимостью, а будущими текущими доходами.
Потребительские кредиты могут быть полезны для экономики, служить ускорению оборота и увеличивать спрос, но только в том случае, когда их объём ограничен объёмом накоплений. Поясним это на простом примере.
Петров копит на машину. Иванов хочет новый компьютер. Банк предоставил Иванову кредит из накоплений Петрова. К моменту, когда Петров накопил нужную сумму, Иванов рассчитался за кредит. Результат – ускорение денежного оборота. Но, если банк выдал кредит своими финансовыми обязательствами, а ни чьими то накоплениями, то в момент использования данных платёжных средств спрос возрастает, а в момент погашения – падает. Результат такого кредитования – резкие колебания спроса.
Если кредиты ограничены накоплениями, то их возврат, в принципе, возможен за счёт отказа от накоплений. Возвратность превышения потребительских кредитов над накоплениями обусловлена снижением спроса. Выбор не велик: либо потребительские кредиты не возвращаются, либо при их возврате падает спрос, начинается кризис.
Кредитование должно позволять потреблять без накопления, но не без дохода.
При том, что потребительское кредитование может полезно для повышения спроса, нужно иметь виду, высокая ставка по потребительским кредитам, скорее всего, приведёт к его снижению. Банковская прибыль от потребительского кредитования, выводимая в спекулятивный сектор экономики, ведёт к прямому сокращению спроса. Было бы весьма разумным, если бы проценты банку потребительским кредитам платили производители. Тогда потребительское кредитование вело бы к перераспределению доходов предпринимателей, а не к сокращению спроса.
4. Четвёртая точка входа кредитных ресурсов в экономику – займы Правительства. Государство, как и домохозяйства, является конечным исозданию объектов, которые могли бы быть обеспечением этих займов, поэтому кредитование Правительств ведёт к накоплению невозвратных долгов. Возврат этих займов не возможен без новых займов, а накапливание таких долгов дестабилизирует финансовую систему..
Возникает резонный вопрос: почему не заменить займы, к которым прибегают Правительства при финансировании дефицита бюджета, на прямую эмиссию?
Сторонники финансирования дефицита бюджета через займы как мантру повторяют, что финансирование через прямую эмиссию приведёт к инфляции. Они, судя по всему, заучили на первом курсе, что всякое кредитование осуществляется за счёт накоплений, и не подвергают этот факт сомнению. Если же подвергнуть этот факт сомнению, если предположить, что имеет место кредитная эмиссия, когда объём вовлекаемых при кредитовании в экономику денег не ограничен объёмом накоплений, то невозможно объяснить, чем кредитная эмиссия лучше прямой эмиссии.
В случае кредитной эмиссии, как и в случае прямой эмиссии, происходит увеличение денежной массы. Только в случае кредитной эмиссии возникает ещё механизм перераспределения части налоговых поступлений в пользу финансового сектора, и происходит накопление долговых обязательств в финансовом секторе. Кроме того кредитование Правительств сокращает возможности финансового сектора по кредитованию реального сектора, так как банки при выдаче кредитов ограничиваются требованием достаточности капитала и рост кредитной денежной массы ограничен.
С учётом вышеизложенного можно сказать, что займы Правительств оправданы только при экстраординарных обстоятельствах типа войны, глобальной катастрофы и т.д., когда единовременная эмиссия необходимых денежных средств действительно может вызвать инфляцию. Эти займы, возвращаемые в дальнейшем за счёт той же эмиссии, позволяют растянуть её по времени и компенсировать инфляционные механизмы. Производственный сектор, при растянутости увеличения денежного предложения по времени, успевает настроиться и произвести необходимые товары и услуги, сохранив баланс спроса и предложения.
Краткосрочные правительственные займы, связанные с неравномерностью поступления доходов, наверное, можно и не обсуждать, поручив ЦБ кредитовать Правительства в пределах о
Проанализировав четыре точки входа кредитных денег в экономику. видим, что безусловную пользу может приносить лишь кредитование реального сектора при котором возникает добавленная стоимость. В этом случае кредитование может не ограничиваться накоплениями. При кредитовании потребительского сектора необходимо стремиться к тому, чтобы объём кредитования был ограничен накоплениями. В противном случае кредитование ни только будет раскручивать инфляцию, но и возврат кредитов будет не возможен без резкого сокращения спроса. Кредитование госрасходов возможно лишь в исключительных случаях, а для кредитования спекулятивного сектора лучше вообще бы ставить барьеры.
Анализ роли кредитования на происхождение и протекание кризисов предварим их общим описанием:
«На стадии кредитного «бума» постоянно растет спрос на рабочую силу, что вызывает рост занятости. Зарплата занятых является источником спроса, который позволяет реализовать произведенную продукцию. Следовательно, за счет ограниченности рабочей силы, которая достигается в точке «полной» (максимальной) занятости, рано или поздно возникает ограничение по спросу. Настолько можно судить по истории экономики, только два экономиста почти одновременно обратили внимание на эту вполне очевидную особенность расширения экономики. Это были представители кейнсианской школы: сначала это сделал Дж. Хикс в своей книге Торгово-промышленный цикл (1950), а затем Э.Хансен в работе «Экономические циклы и национальный доход» (1951).
Временно эту проблему решает производство долгов кредитной системой, которая за счет кредитно-депозитной мультипликации создает необходимый объем денег. Но объем долга не может наращиваться бесконечно. В силу ресурсных ограничений, рассмотренных ниже, банки на определенном этапе цикла вынуждены сворачивать кредитование. В этот момент наступает кризис «перепроизводства», который не закончится, пока основная масса созданных запасов не будут проданы (ликвидированы), а большая часть долгов – не погашена - что в условиях падения спроса порождает дефляцию, сокращение производства и рост безработицы.» http://oko-planet.su/first/76121-teoriya-delovogo-cikla-kreditnyy-bum-pereproizvodstvo-i-dolgovoy-krizis.html
Развитие экономики в какой-то момент подходит к ситуации, когда сокращение кредитования порождает дефицит спроса и кризис, а кризис, в свою очередь, усиливает сокращение кредитования. Противодействие кризисным явлениям состоит во-первых в выявлении первоначальных механизмов сокращения кредитования и ослаблении их, во-вторых в своевременной замене кредитных механизмов стимуляции спроса на не кредитные.
В качестве причин ослабления кредитования в цитированной выше работе http://oko-planet.su/first/76121-teoriya-delovogo-cikla-kreditnyy-bum-pereproizvodstvo-i-dolgovoy-krizis.html приводятся следующие:
1.«на начальной стадии экономического расширения фирмы могут финансировать свои инвест-проекты за счет собственных средств или за счет кредитов, при этом их выручка превышает проценты по займам и погашение тела кредита, затем долг накапливается и обслуживание становится более накладным, при этом выручка покрывает проценты, но ее может не хватать на погашения тела; наконец на третьей стадии, когда система достигает наибольшей степени финансовой хрупкости, при которой наступает так называемое Понци-финансирование (названного по имени американца, обещавшего вкладчикам избыточные проценты в 20-х годах прошлого века ). Эта стадия характеризуется тем, что выручка многих компаний не покрывает даже обязательств по выплате процентов.»
2.«Интересна картина ограниченности ресурсов, препятствующая дальнейшему активному росту кредитования, которая выявлялась в динамике развития банковской системы России накануне 2008 г. На фоне огромных темпов прироста кредитов и денежной массы, составлявшие в максимуме около 40 % в год (график 3, источник {3}), которые соответствовали кредитному буму, в предкризисный период достаточность банковского капитала и ликвидности постепенно истощались. Это выражалось в том, что коэффициент достаточности капитала [так называемый норматив Н1 - считается по инструкции N 110 ЦБ РФ, определяется как отношение капитала к сумме активов банка, взвешенных на уровни риска по видам активов] в среднем по банковской системе постепенно снижался».
К названным выше причинам снижения кредитования, обусловленным сложностью обслуживания кредитов и недостаточностью ресурсов, можно добавить ещё и снижение потребности в кредитах в производственном секторе. Инвестиции, которые были начаты в начале экономического цикла, завершились и для нормального функционирования многим предприятиям нужен только устойчивый спрос, а не кредитные ресурсы. В этот момент происходит изменение точек входа кредитных ресурсов в экономику. У банков происходит изменение содержания кредитного портфеля. Всё больше и больше и больше в нём становится займов конечных потребителей, домохозяйств и государства, а так же биржевых спекулянтов. Как рассматривалось выше, такие займы не обеспечены реальными ценностями, и возврат таких кредитов не возможен без резкого сокращения спроса. Именно накопления таких, плохих, кредитов ведёт к дестабилизации финансовой системы и общему сокращению кредитования.
Сокращение кредитования запускает процесс обвала на биржах Биржевые цены, вследствие механизма организации торгов под будущую маржу, завышены. Они стабильны исключительно в условиях притока капитала. Сокращение кредитования вызывает обвал биржевых цен, а поскольку акции являются одной из основных форм залога, то происходит резкое обесценивание залогов. При обесценивании залогов банки прекращают кредитование и требуют возврата ранее выданных кредитов. Происходит ещё большее сжатие денежной массы и снижение спроса.
Для того, чтобы в дальнейшем избежать кризисов или сделать их менее разрушительными необходима реформа финансовой системы, которая должна решить две задачи: во-первых она должна обеспечить устойчивость финансовой системы, то есть обеспечить не зависимость системы хранения и перечисления безналичных денежных средств экономических агентов от долговых активов, накопленных на балансах банков, во вторых финансовая система должна иметь встроенные механизмы обеспечения стабильности спроса.
На сегодняшний день деньги клиента на счету банка являются финансовыми обязательствами банка, и, при банкротстве банка, клиент может их потерять. Имеет смысл разделить понятия безналичных денег на счету в банке и финансовых обязательств банка. Деньги на счету должны быть защищены абсолютно и не подвергаться опасности в связи с кредитной деятельностью банка. Банк должен только осуществлять услуги по хранению денег на текущих счетах своих клиентов и переводу денег со счёта н счёт. Для надёжного сохранения данной информации банки должны сбрасывать на конец операционного дня текущее состояние счетов клиентов в ЦБ. Возвратность денег на текущих счетах обеспечена абсолютно, но процента по вкладам на срочных счетах не должно быть, а вот срочные счета являются финансовыми обязательствами банка, по сути – электронными векселями.
Введение электронных векселей с деньгамиа, может оздоровить финансовую систему и обеспечить ей необходимую устойчивость. Передавая свои деньги банку в обмен на электронный вексель, вкладчик имеет часть прибыли банка. но несёт часть его рисков. Банки так же могут давать кредиты электронными векселями. При осуществлении платежей электронными векселями банк плательщика несёт обязательства перед банком получателя, а соответствующая сумма поступает на вексельный счёт. Срок перевода средств с весельного счёта на обычный определяется договором между клиентом и банком. При согласии контрагентов с вексельного счёта так же можно осуществлять платежи. Скорее всего, оборот по вексельным счетам будет ускоренным, что может дополнительно стимулировать экономику.
Активная и безответственная кредитная политика какого-либо банка будет приводить к накоплению у такого банка отрицательного сальдо по взаимному учёту векселей с другими банками, что застопорит их дальнейшую эмиссию. Кроме того электронные, как и обычные, векселя можно учитывать с дисконтом, что позволяет более гибко реагировать на переполнение экономики не обеспеченными платёжными средствами. Установление эмитента электронного векселя, так же как и обычного, не составляет труда, что позволяет избирательно реагировать на недобросовестность эмитента.
Разделение платёжных средств на электронные векселя и деньги делает финансовую систему гибче и устойчивей, а так же позволяет вести мониторинг спроса. Падение вексельного оборота будет обозначать кредитное насыщение экономики и приближение спада спроса. Для решения второй поставленной задачи, задачи обеспечения стабильности спроса, вспомним, что падает спрос вследствие накоплений и сокращения кредитования.
Казалось бы, самое естественное решение для поддержания спроса – стимулирование кредитования. Однако такое решение является ошибочным, так как накопление кредитов конечными потребителями только усилит дефицит спроса при их возврате. Необходимы такие механизмы поддержания спроса, которые одновременно способствовали бы рассасыванию долговой нагрузки на экономику. Такое решение только одно – увеличение расходов государства за счёт прямой не кредитной эмиссии. Если кредитная эмиссия имеет свои естественные циклы колебания, то задача денежных властей дополнить их циклами прямой эмиссии так, чтобы при сокращении кредитной эмиссии предложение денег в результате прямой эмиссии обеспечивало стабильность спроса.
Опасения вспышки инфляции при включении прямой эмиссии думаю, напрасны, так как цены определяются балансом спроса и предложения, а объём эмиссии ограничен требованием стабильности спроса. Более того при прямой эмиссии объём платёжных средств в экономике может сократиться. Дело в том, что спрос зависит ни только от объёма эмиссии, но и от пути входа эмиссионных денег в экономику. При кредитной эмиссии деньги попадают всё таки на верх социальной лестницы, к тем, кто может предоставить залоги или доказать стабильность высоких доходов, а при прямой эмиссии деньги попадают на низ социальной лестницы, где скорость их оборачивания, и, соответственно, порождаемый спрос выше.
Одной из основных задач экономического блока Правительства должно быть обеспечение стабильности совокупного спроса в экономике, за счёт варьируемой части расходов, финансируемых за счёт эмиссии.
Одной эмиссии не достаточно для обеспечения стабильности спроса. Первопричина дефицита спроса нарастающее социальное расслоение, поэтому необходима такое изменение налогового законодательства, при котором при котором нарастание социального расслоения будет иметь встроенные механизмы торможения. Совокупность прогрессивного подоходного налога, налогов на собственность, и налогов на крупные вклады должны тормозить нарастание социального расслоения и обусловленного им дефицита спроса вследствие накопления. В идеале при некотором уровне накоплений налоги с них уравниваются с приростом накоплений и прирост дефицита спроса прекращается.
Не все деньги накапливаются в виде вкладов. Часть уходит в спекулятивный сектор и в нём вращаются. Налоги с оборота и с дохода на операции в спекулятивном секторе должны приносить не меньший доход государству, чем налоги на вклады. Вся совокупность налогов на деньги, выпадающие из реального сектора, должна стремиться к выравниванию поступлений с выпадающими суммами.
При активном регулировании государством финансовых потоков возможно построение стабильной РЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (РРЭ).
Виктор Лапшин