Утверждение, что «Деньги - движущая сила развития» представляет весьма спорный тезис, требующий обоснования и разъяснения.
Мы живём в материальном мире, в котором игнорировать материальные потребности невозможно. Человеку требуется еда, одежда жильё. Всё это может быть разного качества и количества, поэтому конкуренция за обладание этими благами лучшего качества и в достаточном количестве неизбежна. Вначале эта конкуренция принимала примитивные формы: Более сильные индивидуумы отнимали лучшее у более слабых.
Потом оказалось, что более организованные имеют большие конкурентные преимущества. Внутри этих организаций появилась иерархия. Рост и усложнение более организованных структур привёл к формированию государств и формированию управленческой элиты – бюрократии. Формой конкуренции за материальные блага в этих обществах становится конкуренция за место в управленческой иерархии.
Однако наряду с развитием иерархии и управления, наряду с распространением перераспределения материальных благ властью, в обществе появляются механизмы самоуправления и самоорганизации. Механизмом самоорганизации является добровольный обмен материальными благами. На основании этого обмена в обществе появляется разделение труда. Для удобства организации обмена в обществе с разделением труда создаётся такой инструмент как деньги.
Сначала роль денег выполняет какой-нибудь ходовой товар: в скотоводческих обществах это всё пересчитывается на головы скота, в земледельческих – на меры зерна, у охотников на хвосты пушных зверей. Главная роль денег здесь ни столько средство обмена, сколько мера стоимости. Обмен, как правило, происходит в определённое время в определённом месте. С усложнением разделения труда. разделением обмена по времени и месту появлением, появляется потребность в компактных деньгах, способных осуществлять функцию ни только меры стоимости, но и средства обмена. Наиболее удобным товаром для этого оказались металлы: золото и серебро. Появление таких, не портящихся денег, породило ещё одну их функцию – они стали средством накопления богатства.
Появление денег породило новый вид экономической деятельности – услуги. Деньги стали ни только средством обмена, но и средством платежа. Появление накоплений породило специфичный вид услуг – кредитование. Появление денег привело к расширению состава элиты: в неё добавились люди, успешные в зарабатывании денег. Однако состав этой новой прибавки к элите не однороден. Наряду с людьми, успешными в производстве и торговле, то есть производящими необходимые обществу блага, в новую элиту вошли люди, успешные в умножении денег, не связанном с появлением новых товаров и полезных обществу услуг.
Появление денег в целом позитивный фактор, так как приводит к новым видам перераспределения материальных благ, не связанным с иерархией, определяемой местом в структуре власти. Потенциально это перераспределение может определяться успехом в предоставлении обществу товаров и услуг.
Деньги становятся универсальным эквивалентом материальных благ, и как таковые определяют цель практически любой человеческой деятельности. Деньги позволяют энергии конкуренции за материальные блага придать простую форму конкуренции за деньги и управлять направлением развития общества. При этом, раз в обществе три элиты: бюрократическая, финансовая и промышленно-торговая возможны, - то в обществе и три механизма распределения денег, определяющих социально-экономическое устройство.
Первая модель отвечает государственно-капиталистическому или социалистическому типу хозяйства, когда основные денежные потоки управляются бюрократической элитой и формируются сверху вниз, как управляющее воздействие. Денежное вознаграждение за результаты определяется вышестоящим уровнем иерархии. Общество при этом управляемо.
Вторая модель отвечает финансовому капитализму, когда значительная и всё возрастающая часть денежных потоков перераспределяется финансовой элитой, которая, хоть и в меньшей степени, но так же имеет иерархическую структуру. Денежное вознаграждение здесь смешанное. В каких то незначительных областях оно зависит от результатов деятельности, но в большинстве значимых областей определяется вышестоящим уровнем иерархии. Общество при этом управляемо, причём конкуренция на высшем уровне управления приводит к тому, что оно крайне не удовлетворительно управляемо.
Но есть и третья модель, которая соответствует самоуправлению. В ней заинтересована торговая и промышленная элиты, да в общем то и наёмные работники. Обычно промышленная и торговая элиты – занятые люди не с самыми большими доходами и далёкие от политики, которых две предыдущие элитные группы постоянно склоняют не лезть в политику. «Зачем тебе это? О близких заботься!», - таков рефрен с которым обращается финэлита к среднему классу.
Денежное вознаграждение в третьей модели в большей степени зависит от результатов деятельности, чем от какого–либо управляющего уровня. Развитие государства и его инструментов экономической политики позволяет развивать эту модель в направлении изменения условий, при которых извлекается прибыль. В этой модели условием максимизации прибыли может становиться польза, приносимая обществу. В третьей модели стремление к прибыли становится механизмом развития и совершенствования общества. Фактически деньги в такой экономике играют роль энергии в биологической системе. Они становятся механизмом эволюции материального производства, движущей силой его развития.
Разумеется, для реализации третьей модели нужна активная, организованная и социально-ответственная промышленно-торговая элита, способная развивать своё государство. При этом ядро этой элиты может быть как в одной, так и в разных партиях, отличающихся разными подходами при решении общих, для этой части элиты, задач. При этом деньги, для общества, управляемого этой элитой, становятся движущей силой развития.