Форум » Обсуждения статей » Жилищно-коммунальное хозяйство как антикризисная платформа современной российской экономики.

Статья: Жилищно-коммунальное хозяйство как антикризисная платформа современной российской экономики.

М. Б. Гиндин,
Президент некоммерческого партнерства
«Республиканская менеджерская компания»
(Санкт-Петербург)

Последний в современной истории мировой экономический кризис, о котором так много пишут и говорят «отметил» в сентябре сего года свою первую годовщину. Его проявления в той или иной мере ощущают все российские люди, кроме тех, кто живет по принципу: «кому – война, а кому – мать родна».
По этому поводу уместно вспомнить притчу о завоевателе, посылающем своих воинов собирать дань с жителей покоренного селения. Когда воины приехали брать дань в первый раз, люди плакали и умоляли не забирать у них, так как все что у них есть - это последнее. Выслушав воинов, правитель послал их собирать дань снова. И во второй раз люди плакали и умоляли, чтобы у них не забирали последнее. Воины были отправлены за данью в третий раз. Народ их встретил смехом. Люди говорили: забирайте все, что хотите, все равно ничего нет, и продолжали смеяться. Воины так ничего и не собрали в качестве дани и пустые отправились к господину. Возвратившись, они поведали правителю, почему вернулись с пустыми руками, и о смехе завоеванных людей. «Раз они смеются, значит, у них действительно ничего нет», - сказал тиран и больше не посылал воинов в то селение.

И у нас в России многие «смеются», только правители продолжают собирать дань.
Человек, как существо социальное начинает свою историю с дома, то есть с того момента, когда у него появляется дом. Первобытные люди селились в пещерах. Потом люди научились строить дома из природных строительных материалов, позже научились создавать искусственные строительные материалы и строительные конструкции.

Именно дом, жилье является главным показателем социального благополучия того или иного государства в истории и современности. На территории России в древние времена народы заселяли территории и строили себе жилища свободно.

В феодально-крепостнический период место строительства жилья определялось владельцем земли. Но даже при крепостном праве юноша, достигавший детородного возраста, вместе с правом привести в дом жену получал земельный надел, на котором строил дом, обзаводился хозяйством и растил детей. Были вольные вооруженные крестьяне – казаки и другие категории свободных людей, которые вправе были строить себе дома в местах обитания. К сожалению, в настоящее время право свободного выбора обычными россиянами места проживания, земельного участка и постройки дома на нем почти полностью утрачено (законодательные попытки свободного доступа граждан к земле предпринимались в реформируемой России в к. 80-х – нач. 90-х гг. XX века).

Качество жилья, его количество, уровень комфортности, обеспеченность населения жильем является, пожалуй, одной из основных характеристик экономического развития того или иного муниципального сообщества. Именно дом, квартира является непременным условием создания каждой новой семьи.
В советский и дореформенный период молодые люди, желающие создать семью, как минимум получали комнату в общежитии. Отдельную квартиру получали в течение 2-7 лет. Кроме того, существовали такие формы как индивидуальное жилищное строительство, ЖСК, МЖК и др. Люди старшего поколения могут вспоминать о тех временах как о сладком сне.

Для большинства молодых людей в современной России чуть ли ни единственной формой получения жилья является жилье, получаемое в наследство от бабушек (дедов, способных передать взрослым внукам свое жилье в России почти нет) или родителей.

При размере заработной платы, которую получают молодые семьи, не имеющие собственного жилья, и живущие на съемных квартирах, скажем в Санкт-Петербурге при минимальной стоимости квартиры в 2,5-3 млн. руб. они могут заработать на нее в лучшем случае за 20-30 лет. Это при условии, что они будут откладывать все деньги, оставшиеся от оплаты съемной квартиры, т.е. не пить, не есть, не одеваться, не получать удовольствий и не иметь детей. Если же при заработной плате в 30000 руб. на двоих, оплате съемной квартиры 20000 руб., тратя на одежду, питание и развлечения 7000 рублей, откладывая по 3000 рублей в месяц на новое жилье, молодая семейная пара cможет заработать на собственную квартиру через 70-80 лет, т.е. в очень глубокой старости или уже после жизни. Ни о каком демографическом развитии в подобных условиях говорить не приходится.

Оптимальная стоимость жилья, при нынешнем уровне реальной заработной платы должна быть эквивалентна стоимости оплаты съемной квартиры за 5-7 лет, т.е. не более 1,2-1,7 млн. руб.
Общую динамику строительства жилья в СССР – России в послевоенный период можно проследить на представленном рисунке 1. Не следует в этом и последующих рисунках и графиках искать прямые зависимости в сопоставимых масштабах. Целью представленных рисунков и графиков является отражение динамики происходящих в экономике и жилищно-коммунальном хозяйстве макроэкономических событий. Если же производить расчеты в масштабируемых величинах, то наклон линий и сопоставимая длина отрезков, конечно же, изменятся.

Так, например, если учитывать реальные доходы населения с учетом минимальной заработной платы, исчисляемой к уровню 1990 года, то в Москве она понизилась в 4 раза, в Санкт-Петербурге – в 5 раз, что близко к общероссийским показателям. Характерно, что средняя реальная заработная плата основных категорий наемных работников уменьшилась в еще большее количество раз. Так реальная заработная плата преподавателя высшей школы в большинстве высших учебных заведений Санкт-Петербурга в 10-12 и более раз меньше, чем в дореформенный период.

Что касается решения жилищных проблем, приведем пример. В дореформенный период даже дворники или технички (уборщицы помещений), имея минимальную в то время заработную плату в 75 рублей (что по нынешним ценам при сохранении аналогичной покупательной способности должно соответствовать в зависимости от региона 20000-30000 руб.), т.е. самые низкооплачиваемые категории наемных работников, получали служебное жилье. Это жилье через 10 лет становилось их собственным. Не говоря уже о других категориях наемных работников.

Можно с уверенностью сказать, что то, как те или иные органы власти решают жилищные проблемы населения на вверенной им территории, показывает, насколько эффективно занимаются они управлением муниципальным и региональным хозяйством. Эффективность такого управления зависит от многих факторов, наиболее существенными из которых являются технологии, обеспечивающие интеграционное партнерство органов государственной власти, бизнес структур, научного сообщества и общественных организаций в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства. Рассмотрим перспективы, особенности и возможности такого партнерства в условиях кризиса.

Проблему развития жилищно-коммунального хозяйства с участием органов государственной власти, бизнес структур, научного сообщества и общественных организаций в режиме эффективного партнерства в условиях кризиса следует сформулировать под знаком вопроса: возможно ли вообще в таких условиях развитие ЖКХ или необходимо сосредоточиться на выживании, консервации достигнутых позиций и вообще сохранения того, что есть.

По одному из определений кризис – это тяжелое переходное состояние какого-либо общественного процесса или общества в целом, вызванное обострением социальных проблем. Как известно, кризисные процессы первой половины 80-х годов минувшего века породили Перестройку в СССР. Последовавшие за ней реформы тоже происходили под знаком преодоления или выхода из кризиса. Кризисы в России и Советском Союзе происходили и ранее, но их удавалось преодолевать. Настоящий кризис продолжается с переменной амплитудой почти 20 лет.

Но, если кризис продолжается так долго, то уместно говорить не о кризисе, а об особом состоянии экономики. Это особое состояние российской экономики можно назвать устойчивым регрессивным развитием. Оно сопровождается катастрофическим падением важнейших показателей социально-экономического развития страны, таких как продолжительность жизни и уровень дохода на душу населения, которые, прежде всего, сказываются на благополучии наемных работников, пенсионеров и членов их семей.

В стране длительное время не обеспечивается ни то, что расширенное, а даже простое воспроизводство. Темпы износа и исчезновения основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре и жилищно-коммунальном хозяйстве значительно превышают объемы вновь вводимых капитальных объектов.

Что касается кризиса мировой экономики, то его определение в качестве финансового далеко от истины. Финансовый кризис – это лишь одно из проявлений глобального цивилизационного кризиса. Этот кризис является продолжением процессов, связанных с достижением пределов экономического роста. Это обострение кризиса потребительской культуры. Это кризис всей ресурсопотребляющей цивилизации, цивилизации основанной на захватнических агрессивных технологиях.

Человечество либо погибнет, потребляя экономические ресурсы и истребляя себя, либо перейдет к ресурсосберегающим общественным технологиям, где главный ресурс – сам человек.

Если говорить о России настоящего периода, то в кратчайшие сроки необходимо прекратить экономическую интервенцию и такую же, большей частью экономическую, гражданскую войну. После прекращения хищнического разграбления страны и ее населения необходимо перейти вначале в стадию стабилизации, а затем восстановления народного хозяйства страны на дореформенном уровне. В последующем необходимо обеспечить стадию развития или устойчивого экономического роста.
Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то на его развитии, как в зеркале отражаются как положительные, так и отрицательные тенденции общеэкономического развития. И, не смотря на те трудности, которые имеются в ЖКХ Российской Федерации, именно эта сфера экономики может стать той платформой, на которой должна выстраиваться антикризисная и «послевоенная» стратегия развития российской экономики.

По теории систем, надежность любой системы определяется надежностью самого слабого элемента или звена. Если говорить о надежности экономической системы – народного хозяйства страны, то самыми «слабыми» элементами являются женщины, старики и дети.

Что касается женщин, в частности молодых, то из-за мизерной реальной заработной платы (в среднем по стране она в 7-8 раз меньше дореформенной), слабого духовного и физического здоровья и невозможности иметь достаточное собственное жилье они скоро вообще перестанут рожать.
Пожилые люди получают пенсию в 10-12 раз ниже дореформенного уровня. На такие средства жить нельзя – можно только доживать до смерти и то недолго, да и в основном женщинам. Большинство мужчин в России вообще просто не доживают до пенсионного возраста.

Дети в большинстве своем больны, а многие еще и голодны. Резкое сокращение рождаемости и слабое здоровье российских детей создает угрозу того, что в ближайшей перспективе у нас не будет достаточного количества трудовых ресурсов для экономики и армии для защиты страны. Не говоря уже о том, что демографическая депопуляция ставит под угрозу само существование Российского государства.

В теории кризисов и катастроф существует такое понятие как «бифуркация», т.е. раздвоение. Это такое состояние системы, при котором социально-экономические процессы, даже при незначительном воздействии, могут развиваться положительно либо катастрофически (Рис. 2).

На вертикальной оси может быть показан условный или реальный уровень жизни основной группы трудоспособного населения или национальный доход (National income – In), включающий доходы домохозяйств, корпораций, государства и муниципалитетов, а по горизонтали показатели времени.

Характеризуя процессы, происходящие в российской экономике последнего предкризисниго десятилетия, можно назвать периодом бифуркационной волны. До недавнего времени экономика находилась в состоянии неустойчивой стагнации (рис. 3). Иными словами динамика процессов носит нестабильный и неустойчивый характер. Кратковременное периодическое повышение деловой активности не дает полностью обвалиться экономике, но в результате инфляции и других негативных процессов не обеспечивает устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе.

Кризисные процессы второй половины 90-х гг. минувшего века, когда была объявлена очередная реформа жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, так и не были преодолены. А к концу первого десятилетия 21-го века перешли в стадию затухающей бифуркационной волны, переходящей в катастрофический экономический спад (рис. 4).

Обострение общеэкономического кризиса в 2008 - начале 2009 года усугубило социально-экономическую ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве страны и, если не предпринять срочных и безотлагательных мер кардинального характера, экономические процессы могут перейти из стадии глубокого кризиса в стадию неуправляемого экономического спада, так называемого экономического штопора (рис. 5). Экономический штопор возникает тогда, когда длительное время нарушается закон устойчивого экономического развития. В соответствии с данным законом устойчивое экономическое развитие возможно только при расширенном воспроизводстве и постоянном превышении доходов над расходами. Экономические законы можно игнорировать, можно не знать, но нельзя отменить их действие.

В условиях экономического штопора происходит катастрофическое падение государственных доходов (State income – Is), практически государственное банкротство. Нужно принимать срочные меры экстраординарного порядка, в противном случае нас всех и домохозяйства, и корпорации, и государство в конце 2010 – начале 2011 года ждет экономический коллапс, сопоставимый с развалом национальной экономики – народного хозяйства страны.

Экономический штопор – это очень опасное состояние, выход из которого возможен только при условии выполнения специальных, целенаправленных действий, запоздалое применение которых также может привести к развалу экономики (рис. 6).

О каких и, самое главное, чьих целенаправленных действиях может идти речь? Во-первых, правом и возможностью принятия эффективных мер, в силу существующего политического устройства и сложившейся в Российской Федерации практики, обладают: Президент, Правительство во главе с Премьер министром и Парламент. Они могут изменить законодательство и технологии – систему управления народным хозяйством.

Во-вторых, нужно всячески развивать и поощрять инициативу граждан в направлении самостоятельного строительства жилья и других форм строительной кооперации. Для этого необходимо обеспечить доступ к земельным участкам, пригодным для жилищной застройки и внедрить беспроцентную или низкопроцентную систему кредитования.

И, в-третьих, платить людям такую заработную плату, которая позволяла им приобретать или строить собственное жилье.

Модель вывода народного хозяйства и ЖКХ из кризисного падения в экономический штопор показана на рис. 7. Здесь показана динамика изменения государственных доходов в период острого кризиса и в последующие периоды.

На рис. 7а показана динамика падения и последующего роста доходов основной группы домохозяйств в сопоставимые периоды экономического кризиса, экономического штопора, выхода из него, периода стабилизации и последующего экономического роста.
Представленная модель содержит 8 последовательных стадий:

1-ая (AB) – затяжной экономический кризис, характеризующийся падением национального дохода, включающего доходы домохозяйств, корпораций и государства, переходящий в неуправляемый экономический спад – «экономический штопор». Эта стадия началась еще в дореформенный период. Во время этой стадии произошло лишение населения вкладов в сберегательных банках и других форм отложенной стоимости труда, а также стоимости на средства производства и землю. Реальные доходы населения (домохозяйств) упали в несколько раз.

2-ая (ВС) – экономический штопор – не поддающийся регулированию спад, характеризующийся сдержанным ростом общегосударственных компенсационных управленческих расходов и резким падением доходов домохозяйств при сохранении прежнего экономического курса. В этот период доходы корпораций значительно превышают доходы домохозяйств и государства. В целом расходы превышают доходы, и происходит дальнейший обвал экономики. Экономика уже свалилась в экономический штопор и нужно как можно скорее, уже в 2009 году приступить к стадии выхода из экономического штопора.

3-ая (СD) – стадия выхода из экономического штопора, характеризующаяся резким изменением экономического курса и переходом от фискальной экономической политики к политике сберегающей народонаселение страны. Необходимы меры противоположного предыдущему экономическому курсу характера. Нужно прекратить практику повышения доходов корпораций и государства за счет минимизации доходов населения до катастрофического уровня. Необходимо в кратчайшие сроки изменить систему управления экономикой и допустить к этому процессу менеджеров цивилизованной рыночной формации.

На высшем государственном уровне необходимо принять меры подобные тем, которые были приняты в период Великой отечественной войны. Перед самой войной в 1940-ом году были частично оправданы и выпущены из лагерей, а в 41-ом, когда враг вплотную подошел к Москве, и нависла реальная угроза гибели верхушки руководства страны, то вернули в действующую армию умелых полководцев. Благодаря таким полководцам, как Константин Константинович Рокоссовский, их подвигу и талантам был достигнут перелом в битве под Москвой, одержаны победы в других сражениях и в последующем завоевана окончательная Победа в Великой отечественной войне.

Для достижения победы над кризисом необходимо вернуть из политического, экономического и управленческого небытия менеджеров новой формации, не разрушительной, а прогрессивной направленности. Нужно доверить им управление важными направлениями экономического развития. Желательно сделать это уже в 2009 году.

4-ая (DE) – стадия крутого экономического пике, сопровождающаяся многократным увеличением расходов государства на нужды домохозяйств, и поддержкой жизнедеятельных отраслей народного хозяйства, обеспечивающая запас «скорости» и сил для последующего экономического подъема. Следует отметить, что до этого периода будет продолжаться падение доходов населения. С этого же момента необходимо поднять реальную заработную плату всех категорий наемных работников в 3-4 раза за счет государственных средств и перераспределения доходов корпораций. Подобные меры в свое время предлагал Джон Мейнард Кейнс, применял на практике Президент США Рузвельт в период Великой депрессии и Советское руководство в послевоенный период.

В это время – до 1-ой половины 2010 года в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо обеспечить безвозмездный доступ населения к земельным участкам для строительства индивидуального или коллективного жилья. Необходимо также обеспечить условия для ведения заинтересованными гражданами личного подсобного хозяйства, поддержать молодые семьи и др.

5-ая (E) – пик экономического падения государственных доходов, переход к подъему – из пике в «горку», сопровождающийся многократной перегрузкой системы государственного управления и ее кардинальным изменением. Характерно, что в это время – в середине 2010 года, благодаря мероприятиям предыдущего периода, население уже сможет почувствовать реальные улучшения (см. рис. 7а). А благодаря росту заработной платы и эффективной земельно-жилищной политике граждане смогут инвестировать значительные денежные суммы на развитие строительной и других отраслей экономики.

Это период максимальной нагрузки на систему государственного и муниципального управления, которую необходимо выдержать ради спасения государственного единства, целостности и сохранения развития экономики.

6-ая (EF) – стадия экономического подъема, характеризующаяся выводом экономики в «горизонтальный полет». В этот период – до середины 2011 года – за счет мероприятий компенсационного характера должно произойти частичное восстановление народного хозяйства и существенная корректировка системы управления экономикой, в частности жизнеобеспечивающими и др. отраслями. Следует отметить, что темпы роста государственных доходов в этот период, благодаря принятым мерам, будут превышать темпы роста доходов домохозяйств (по основной группе населения).

7-ая (FG) – период стабилизации экономики, полное восстановление народного хозяйства, модернизация базовых отраслей, создание основ для устойчивого развития и демографического роста. За 2 года – с середины 2011 до середины 2013 года необходимо создать правовую, нравственно-идеологическую и материально-техническую базу для экономического роста.

8-ая (GH) – экономический подъем народного хозяйства, активное строительство жилья, рост численности и продолжительности жизни населения. В этот период, начиная с середины 2013 и до 2015-2016 года, осуществляется экономическое развитие, позволяющее осуществить полное восстановление народного хозяйства страны до уровня 1991 года, включая экономическую, социальную и духовные сферы. Государство и корпорации должны вернуть все имеющиеся долги своим гражданам, в том числе по сберегательным и иным вкладам, а также и по приватизированным факторам производства.

Выход из кризиса, экономического штопора и соответствующего подъема с последующей стабилизацией и переходом к устойчивому экономическому развитию всех основных субъектов экономической деятельности: домохозяйств, корпораций и государства может позволить к 2018 году выйти на уровень дореформенного экономического развития по уровню благосостояния населения и темпам строительства жилья (рис. 8).

К 2020 году возможно достижение среднеевропейского уровня развития экономики и благосостояния граждан. А к 2022 году возможно достижение в Росси уровня жизни основных групп населения, равнозначного или превышающего аналогичный уровень населения развитых европейских и североамериканских стран.

Реальной действующей управленческой моделью, обеспечивающей выход жилищно-коммунального хозяйства, да и всей экономики в целом из кризиса может быть модель эффективного управленческого партнерства.

В качестве основной предпосылки эффективного партнерства органов государственной власти, бизнес структур, научного сообщества и организованного населения в сфере развития ЖКХ следует определить диалектическое единство основных факторов производства (ФП) – земли (З), труда (Т), капитала (К) и управления (У) (Рис. 9).

Рис 9. Взаимосвязь основных факторов производства в процессе управления ЖКХ.

Управление как ресурс является системообразующим для трех других ФП и включает в себя административный ресурс (А) и предпринимательский (П). Управление в экономике – это организация взаимодействия экономических ресурсов с целью эффективного удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах. К сожалению, в ходе принудительной приватизации управленческого ресурса, значительная часть потенциальных участников процесса управления лишилась вероятности получения доступа к властному ресурсу.

Следует сделать акцент на том, что не следует рассматривать ЖКХ в контексте узкопрофессиональных взглядов, в соответствии с которыми ЖКХ – это вспомогательный инфраструктурный комплекс, относящийся к жилищному фонду.

По твердому убеждению автора, жилищно-коммунальное хозяйство – это особая сфера региональной экономики, в которой осуществляется производство, распределение и потребление жилищно-коммунальных товаров и услуг, относящихся к сфере личного и общественного потребления в условиях ограниченности ресурсов.

Жилищно-коммунальное хозяйство как многофункциональная сфера региональной экономики включает множество элементов. Все элементы ЖКХ можно отнести к тому или иному экономическому ресурсу.

Непосредственно к ресурсу управления относятся:
- научные и научно-исследовательские организации;
- образовательные учреждения;
- законодательные и исполнительные органы государственной власти, территориального управления и местного самоуправления;
- менеджерские или управляющие компании;
- правоохранительные органы;
- контрольные и надзорные органы и организации;
- финансовые учреждения и другие организации.

Указанная последовательность элементов выстроена специально с учетом приоритетности, т.к. научные организации и образовательные учреждения должны быть первичны в системе управления ЖКХ, а органы власти и управления вторичны. Хотя следует констатировать, что на практике в современной России все происходит с точностью «до наоборот».

Следует заметить, что цели представителей бизнес структур не всегда совпадают с целями органов власти и населения. Бизнес стремится к максимальным ценам на ЖКУ, а органы власти и управления, защищая интересы населения должны стремиться к установлению минимальных цен. В условиях рыночных отношений, а в условиях кризиса особенно, все участники процесса должны стремиться к установлению баланса интересов.

Эффективное партнерство органов власти, бизнес структур, научного сообщества и организаций населения в сфере развития ЖКХ возможно только на основе внедрения современных интеграционных технологий управления. Технологии управления должны обеспечивать желаемый баланс интересов всех участников социально-экономических процессов. Сама интеграция в условиях кризиса, по своей сути, предполагает объединение усилий, определение общих целей и совместной работы для достижения положительного эффекта.

Технология – это любое средство преобразования исходных материалов будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продуктов или услуг.

Технологии могут быть производственными, информационными, общественными или управленческими.

Общественная (управленческая) технология - это процессы преобразования человека и общества. Инструментом в общественной технологии является политическая система или политический режим. Иными словами, общественную технологию можно определить, как средство для получения желаемых результатов, продукции и услуг в человеческом обществе.

Под управленческими технологиями в экономике, с учетом выработанной в современной теории и практике менеджмента точки зрения, следует понимать различные управленческие инструменты и средства, используемые для получения желаемых результатов в процессе производства, распределения и потребления товаров, продукции и услуг.

В качестве многократно апробированных общественных управленческих технологий, которые успешно могли бы быть использованы в сфере эффективного партнерского управления ЖКХ, можно назвать технологии делегированных полномочий и ответственности, технологии соучастия в управлении и др.

Можно утверждать с полной уверенностью, что в рамках существующих общественных технологий, т.е. существующей системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, да и экономики в целом, невозможно ни успешно реформировать жилищно-коммунальное хозяйство, ни вывести экономику из кризиса.

Говоря о выводе экономики из кризиса нельзя обойти стороной кадровую проблему. Учитывая приоритетность интеграционного развития жилищно-коммунального хозяйства, необходимо обратить внимание на тот факт, что в стране отсутствует система обучения кадров для ЖКХ.

Необходимо создание или перепрофилирование достаточного количества образовательных учреждений способных готовить специалистов для работы в системе ЖКХ, отвечающих требованиям, предъявляемым при работе в условиях рыночной экономики. Необходима также государственная структура, которая занималась бы комплексной системой обучения кадров.

Органам государственной власти и муниципального управления следовало бы внимательней отнестись к выработанным в данном направлении представителями научного сообщества предложениям и рекомендациям, в частности к имеющимся образовательным программам.

Сложившаяся на протяжении многих лет практика научно-практического взаимодействия представителей государственных и муниципальных органов власти и лидеров экономической науки оставляет желать лучшего. НИОКР в сфере совершенствования системы управления социально-экономическими процессами на региональном и муниципальном уровне либо не проводятся вообще, либо проводятся на малообеспеченном и низком квалификационном уровне. В большинстве регионов и муниципальных образований отсутствуют средства в бюджете на проведение подобных исследования. А если такие средства и выделяются, то зачастую они расходуются не по прямому назначению.

В целях выстраивания перспективы эффективного партнерства представителей научного сообщества, органов государственной власти и бизнеса в сфере развития ЖКХ, в качестве реально действующей интеграционной структуры предлагается создать Северо-Западный межведомственный научно-практический совет по развитию жилищно-коммунального хозяйства. Совет будет являться консультативно-координационным органом, осуществляющим взаимодействие связанное:
- с разработкой научно-обоснованных прогнозов, сценариев и концепций;
- мониторингом состояния с учетом социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований СЗФО;
- организацией и проведением научно-исследовательских работ;
- выработке рекомендаций по совершенствованию работы и управления;
- организации различных инициатив, направленных на формирование и реализацию национальной и региональной политики в сфере развития ЖКХ.

Это будет открытая для участия корпорация, участники которой должны обладать активной и ответственной социальной позицией, достаточными профессиональными знаниями и умениями, способностью работать в команде и др.

Таким образом, предполагается создать некий интеллектуальный спецназ, способный решать любые управленческие задачи в сфере развития ЖКХ как теоретического, так и прикладного, т.е. практического характера.

Приведем немного статистики. По данным российских официальных источников весной 2009 в различных зарубежных фондах, банках и облигациях в долларовом эквиваленте находилось российских денег более чем на 800млрд. $ США. В начале июля, согласно данным Президента РФ Дмитрия Медведева в интервью зарубежным корреспондентам, эта сумма составила уже 1 триллион 100 долларов. В рублях это более 33 триллионов. По объему эти деньги в три раза больше федерального бюджета России на 2009 год. Это только учтенные деньги. А если принять во внимание, что 50 % экономики у нас в «тени», то получится, что количество российских денег, размещенных за рубежом, летом 2009 года составляло около семи-восьми годовых бюджетов страны.

Если предположить, что динамика и темпы вывоза финансового капитала из Росси остались на уровне весны - лета, то за рубежом уже как минимум 1,5 триллиона $ США. Такие масштабы вывоза капитала присущи только колониальным и полуколониальным странам.

Для комментария к данному обстоятельству можно было бы написать отдельную статью, но ограничимся только одни расчетом: На выведенные или, точнее, вывезенные из экономики страны финансовые ресурсы можно было бы построить более 25-30 млн. квартир или индивидуальных жилых домов. Не говоря уже о других материальных благах.

Первоочередная мера для вывода российской экономики из кризиса очевидна – это прекращение вывоза капитала из страны. Необходимо как можно скорее осуществить переход от криминально-теневой к легальной рыночной экономике.

В качестве второй меры следует назвать изменение качества политического менеджмента в Российской Федерации, соответствующее не узкогрупповым, а общенациональным интересам.

И третье, но самое главное, переориентация всей российской экономики в пользу интересов граждан Российской Федерации.

В заключение следует сказать, что вывод из кризиса экономики жилищно-коммунального хозяйства позволит вывести из кризиса и всю российскую экономику.

Очень хотелось бы быть услышанным и понятым, и чтобы худшее из представленного в статье прогноза не сбылось.

Автор статьи: М. Б. Гиндин

25.11.2009 года

  1. YATUT
    Опубликовано 1 год назад: 03 декабря 2009 в 17:48

    Дааа... Это очччень ответственный сектор российской действительности.

    Я бы взялся, конечно, если президент не возражает... Присматривать за слесарями и бюджетными деньгами...

    Чтобы первые правильно пилили "выравнивали" второе... Смешно

    А если серьёзно. Как раз это и надо начинать делать немедленно. Не пилить. Начинать наводить порядок в этом секторе жизни для людей России. НедовольныйПодмигиваю

  2. AlleksK
    Опубликовано 1 год назад: 03 декабря 2009 в 18:58

    Отдельную квартиру получали в течение 2-7 лет.

    Блажен кто верует... вот только сказки о бывшем рае, рановато начали рассказывать, еще живы частично люди хлебнувшие той счастливой жизни как говориться от пуза.

    А  теперь по делу. Уважаемый автор, ну не зажигает ваша статья, место ей в учебной аудитории или в качестве темы для неспешной беседы двух теоретиков профессоров на заслуженном отдыхе, а все гениальное должно быть просто.


Ваш комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы публиковать сообщения.

Rambler's Top100
Использование любых материалов, размещенных на сайте crisis-blog.ru, возможно только при условии размещения, неотъемлемо от текста публикуемой статьи, активной гиперссылки на сайт crisis-blog.ru.
Спасибо за понимание.

 Powered by Max Banner Ads