Форум » Обсуждения статей » Влияние военного производства на экономический рост.

Статья: Влияние военного производства на экономический рост.

Для России проблема экономического роста имеет чрезвычайно важное значение. Подъем производства, его стабильные и достаточные темпы необходимы для решения тяжелых социальных проблем, развития научно-технического прогресса, повышения уровня конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.

Отечественный экономический кризис 90-х гг. прошлого столетия - результат действия целого комплекса факторов, лежащих как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Переплетение этих факторов настолько сильное и тесное, что не позволяет вычленить вклад каждого из них в развертывание кризиса. С некоторой степенью условности можно, однако, отметить, что на начальном этапе (1992 - 1994 гг.) на первом плане было состояние спроса (сокращение покупательной способности населения, сокращение государственного потребления и др.), а затем более заметную роль стали играть процессы, протекающие на стороне предложения (сокращение производства продукции, “утечка мозгов”, отток капиталов и пр.).

Сокращение государственного потребления, особенно вследствие значительного урезывания военных расходов и свертывания военного производства[1], таким образом, явилось одним из главных факторов сокращения общего объема производства в России и экономического спада в нашей стране в начале 1990-х годов.

В этой связи также необходимо напомнить, что государственные расходы и, в частности, военные расходы, как правило, создают крупный мультипликационно-акселерационный эффект для общественного спроса, что предопределяет экономический рост в стране[2].

Таким образом, хроника экономической жизни России последних двух десятилетий неумолимо подводит к выводу об исключительной важности для нашего государства решения проблем перехода к стабильному экономическому развитию, обеспечения системного экономического роста и определения роли военного производства в качественном изменении состояния национальной экономики нашей страны.

Как уже отмечалось, залогом системного экономического роста Российской Федерации является перевод всего национального хозяйства на новую современную технико-технологическую базу. Специалисты Института экономики РАН считают, что для этого необходимо:
•во-первых, обеспечить высокие темпы экономического роста прежде всего в наукоемких отраслях и обрабатывающей промышленности;
•во-вторых, осуществить структурный сдвиг в пользу ресурсосберегающих производств, обновить систему основных фондов страны;
•в-третьих, добиться стабилизации финансовой и денежно-кредитной системы через движение экономики к минимуму темпов инфляции и бюджетного дефицита[3].

Очевидно, что в современных условиях военное производство и оборонно-промышленный комплекс России могут и должны сыграть значительную роль в обеспечении системного экономического роста нашей страны.

В этой связи на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации, Совета безопасности и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года были одобрены “Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”, утвержденные Президентом РФ. Ядро этой политики - формирование национальной инновационной политики государства и механизмов ее реализации на базе развития инновационных технологий.

В Основах особо отмечается значение инновационных технологий военного производства ОПК России для экономического роста нашего государства. При этом в качестве ключевых направлений реализации политики, в частности, названы:
•совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, обеспечивающих “диффузию” новых научно-технических знаний и инновационных технологий из оборонно-промышленного комплекса в “гражданские” отрасли экономики страны[4];
•повышение эффективности функционирования национальной инновационной системы, позволяющей распространять и внедрять новые знания, технологические и управленческие нововведения ОПК России в масштабах национальной экономики;
•совершенствование механизмов государственного содействия в реализации инновационных проектов, предусматривающих стимулирование разработок высоких технологий в военном производстве и их коммерциализацию в ходе внедрения в другие отрасли национального хозяйства нашего государства.

Инновационная политика, реализация которой является важной предпосылкой экономического роста в России, в этом плане является связующим звеном между научно-технической, экономической, оборонной, социальной политикой Российской Федерации, а также другими направлениями государственной политики. При этом одним из важных направлений ее реализации становится выбор направлений, форм поддержки и способов стимулирования, направленных на организацию, создание, производственное освоение и коммерциализацию нововведений военного производства.

К сожалению, механизмы директивного управления научно-техническим прогрессом привели к образованию в России (СССР) двух отличающихся друг от друга секторов экономики, приоритетным из которых по финансированию, обеспеченности ресурсами и кадровому потенциалу является научно-промышленный комплекс, связанный с решением оборонных задач. В интересах соблюдения военно-стратегического паритета в Советском Союзе было налажено современное высокотехнологичное производство всех необходимых видов вооружения и военной техники. Но режим секретности в разработке и выпуске военной продукции не позволял оценить экономическую эффективность реализации инноваций военного производства в “гражданских” отраслях народного хозяйства нашего государства. Отсутствие контроля и гласной экспертизы, таким образом, стимулировало постоянное увеличение военных расходов, расширенное воспроизводство оборонно-промышленного комплекса, доминирование приоритетов военной значимости в развитии экономики страны. Большая часть ресурсов, финансы, научный, интеллектуальный и промышленный потенциалы использовались для создания исключительно военной техники и оружия, а технологические достижения ОПК ограниченно применялись для удовлетворения “гражданских” потребностей.

В итоге сложившаяся еще в период существования СССР ситуация и структура военного производства создавали предпосылки не для экономического роста, а для стагнации экономики страны, снижения эффективности ее функционирования.

Надежды на возрождение экономической мощи России, обеспечение системного экономического роста нашего государства связанные, прежде всего, с реализацией его научно-технического и инновационно-технологического потенциала позволяют определить роль и место военного производства и ОПК в целом в развитии национального хозяйства нашей страны в современных условиях.

Анализ сегодняшнего внутреннего состояния оборонно-промышленного комплекса России, потенциала военного производства дает возможность выявить основные проблемы, решение которых может определить перспективы их “участия” в качественном изменении состояния национальной экономики Российской Федерации. К ним относятся:
•сохраняющаяся избыточность возможностей ОПК по производству продукции военного назначения по отношению к уровню сложившихся и прогнозируемых расходов государства на финансирование Государственного оборонного заказа и мобилизационных заданий (текущий уровень загрузки производственных мощностей военного производства не превышает 25 %);
•накопленное неудовлетворительное финансово-экономическое состояние большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса;
•высокая доля государственной собственности при слабом контроле за ее использованием со стороны органов государственного управления;
•дезинтеграция технологически связанных военных производств и научно-исследовательских организаций, реализующих НИОКР оборонной направленности;
•прогрессирующее физическое и моральное старение парка производственного и научного оборудования предприятий, организаций и учреждений ОПК, не восполняемого в достаточном для поддержания современного технологического уровня объеме;
•”старение” и ухудшение качественного состояния (понижение квалификации) научных и производственных кадров на предприятиях военного производства;
•неэффективное (с точки зрения долгосрочной перспективы) использование доходов от экспортных контрактов на поставку ВВТ за рубеж;
•необратимое исчерпание научно-технических и производственно-технологических заделов предприятий, организаций и учреждений ОПК России и ухудшение динамики их восполнения;
•низкая (по сравнению с мировым уровнем) конкурентоспособность имеющихся производственных мощностей и технологий предприятий военного производства для использования в “гражданском” секторе экономики.

Безусловно, увеличение значимости военного производства как “локомотива” инновационного экономического роста Российской Федерации, а также формирования современного типа высокотехнологичного комплекса нашего национального хозяйства должно быть жестко увязано с задачами военного строительства и реальными финансово-экономическими возможностями государства.

Основной задачей ОПК остается полное обеспечение определяемых военной доктриной и планами военного строительства потребностей Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в системах, комплексах и образцах вооружения и военной техники отечественного производства. В этой связи, основным содержанием возможных структурных преобразований военного производства может стать[5]:
•сокращение ресурсоемкости ОПК с одновременным повышением эффективности его функционирования;
•сопряжение ресурсов Государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использования двойных технологий и диверсификации военного производства;
•перенос акцента в финансировании Государственного оборонного заказа с закупок вооружения и военной техники (ВВТ) на организацию перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), обеспечивающих формирование задела для разработок и внедрения инновационных технологий;
•эффективное использование научно-технического и инновационно-технологического потенциала для развития “гражданских” секторов национального хозяйства нашей страны.

В итоге, совершенствование механизма обмена технологиями между военными и “гражданскими” отраслями производства может стать частью широкого комплекса мероприятий по постепенному переходу от общепринятой концепции военно-промышленной базы к концепции интегрированной промышленной базы, используемой как для “гражданских” нужд, так и для нужд обороны.

Суть такого перехода может состоять в максимальном использовании имеющегося в нашей стране научно-производственного потенциала “общегражданского” и “двойного” назначения для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, в переориентации и адаптации инновационных технологий военных предприятий на выпуск продукции “общегражданского” назначения, а также во всесторонней поддержке тех производств и отраслей ОПК России, которые являются уникальными и не имеют аналогов в “гражданском” секторе.

Таким образом, для Российской Федерации исключительное значение сегодня приобретает оптимальное решение проблемы определения размеров и структуры военного производства, оборонного сектора национального хозяйства, его места в обеспечении системного инновационного экономического роста.

Вопрос состоит в разработке и принятии на уровне государственной политики такого комплекса мер, создании таких механизмов, которые позволили бы использовать военное производство как способ адаптации оборонно-промышленного комплекса России к изменившимся военно-политическим и технико-экономическим условиям. При этом важнейшей задачей становится трансформация чрезмерно “разросшегося” оборонного комплекса времен “холодной” войны в компактный, но эффективно функционирующий современный специализированный сектор национального хозяйства, способный осуществить “инновационный прорыв” к сбалансированному и всеохватывающему экономическому росту нашего государства.

В современных условиях основной характеристикой экономического роста является не столько показатель объема созданного ВВП, хотя и он не теряет своей актуальности, сколько показатель равномерности его создания по различным подразделениям (отраслям) национального хозяйства. Рост ВВП сам по себе является адекватным показателем развития экономики страны только в том случае, когда этот рост имеет целостный, сбалансированный, пропорциональный характер.

Производство, обмен и потребление отечественной военной продукции сегодня может стать главной предпосылкой внедрения инновационных технологий в отрасли национального хозяйства нашей страны, а ОПК России - тем локомотивом, который сможет обеспечить полномасштабный экономический рост нашего государства.

В этом плане также можно говорить об устойчивом системном экономическом росте и экономической безопасности страны как о синонимах, подобно тому, как движущийся велосипед обретает устойчивость по отношению к широкому классу внешних воздействий. Устойчивый экономический рост обеспечивает инерцию движения, которая дает время и дополнительные возможности для нейтрализации различных угроз, “выправления” неблагоприятных ситуаций.

Полномасштабный и стабильный экономический рост нашего государства возможен только при осознанной ответственности всех общественных институтов за реализацию стратегии “инновационного прорыва”. Системный экономический рост, способный превратиться в долгосрочное экономическое развитие России, с одной стороны, обусловливает, а с другой - предполагает:
•политическую ответственность государства,
•социальную ответственность бизнеса,
•экономическую ответственность общества, состоящего из
•общественно ответственных граждан.

——————————————————————————–

[1] Уже в самом начале реформ 1990-х годов в России закупки вооружения сократились в 7,5 раза, а в 1995 году расходы на оборону находились на уровне менее 3 % ВВП (2,87 %). Общий объем продукции оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году был почти в 3 раза меньше, чем в 1991 году.

[2] Примерами проявления мультипликационно-акселерационного эффекта для общественного спроса являются: инициирование общественных работ; развертывание жилищного строительства; реализация государственных программ предоставления бесплатного (субсидируемого) здравоохранения и др., начатые администрацией Франклина Д. Рузвельта в рамках “Нового курса” в период выхода из Великой депрессии в США в 1930-х годах; увеличение военных расходов в США, Германии, Советском Союзе и других странах в период Второй мировой войны; оказание экономической помощи в восстановлении разрушенного хозяйства стран Европы после войны (план Маршалла) и др.

В результате реализации программы “Нового курса” (в 1939 году) федеральные государственные расходы в США за 10 лет увеличились более чем в 3 раза и обеспечили выход национального хозяйства из экономического кризиса. Увеличение военного производства в США в период с 1939 по 1944 гг., вызванное необходимостью обеспечения собственных вооруженных сил и вооруженных сил союзников и обусловленное возросшими расходами федерального правительства на товары и услуги с 22,8 млн. до 268,7 млн. долларов, позволило за этот срок: почти удвоить ВНП государства; сократить безработицу с 17,2 до 1,2 %; а также значительно расширить личное потребление граждан.

[3] Курс переходной экономики. / Под ред. Л.И.Абалкина. - М., 1997. - С.282.

[4] В общем виде под диффузией подразумевается приобщение других потребителей к вновь полученным знаниям или более активное их использование разработчиком.

[5] В настоящее время основой стратегии развития ОПК России являются: “Концепция развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2015 года”; “Государственная программа вооружений на 2001 - 2010 годы”; а также Федеральная целевая программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 гг.”.

Государственная программа вооружений представляет собой комплекс целевых программ создания, производства и оснащения Вооруженных Сил РФ, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой по видам ВВТ. Целевые программы вооружения формируются исходя из задач стоящих перед Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, определенных Военной доктриной Российской Федерации, планами применения Вооруженных Сил РФ в войне, а также планами военного строительства в Российской Федерации.

Дмитрий Гордиенко, ЦСОиП
http://www.csef.ru/studies/defence/projects/economic_security/articles/2117/

  1. IBER
    Опубликовано 4 лет назад: 19 ноября 2011 в 07:29

    Военных давно пора перевести на бартер. Массовое сокращение количества воинского состава, привело к тому, что у нас миллионная армия защищает одну треть суши. Пусть строят дома и дороги, им это полезно. Один дом = одна ракета.

  2. adre66
    Опубликовано 4 лет назад: 18 декабря 2011 в 18:07

     

    IBER Опубликовано 4 недель назад: 19 ноября 2011 в 07:29

    Военных давно пора перевести на бартер. Массовое сокращение количества воинского состава, привело к тому, что у нас миллионная армия защищает одну треть суши. Пусть строят дома и дороги, им это полезно. Один дом = одна ракета.

     

    Это мы уже пробовали, не помогло. Пусть каждый занимается своим делом, и желательно с любовью. Насилие начинается с принуждения к нелюбимому делу. Плод насилия можно предположить...В нерешительности

  3. AleksandraZara
    Опубликовано 5 месяцев назад: 14 ноября 2015 в 08:42

    В связи  с сегодняшней ситуацией, с развитием войн в разных государств, Россия, как я считаю должна быть готова к незапланированной войне. Население должно чувствовать себя защищенным в любое время. Для экономики развитие российской армии принесёт лишь убытки, но лучше спокойно спать. В любом случае идеально все мы жить не будем. 

    1. torrent
      Опубликовано 5 месяцев назад: 14 ноября 2015 в 09:38

      Идеал он в раю. А где он этот рай? Но думаю что мы своё дно примерно нащупали, другой вопрос сколько мы на нём пробудем. Не думаю что слишком уж долго.

      Что касается развития армии, то не всегда это убытки. Наоборот при правильном подходе это может приносить весомую и вполне законную прибыль. 

      Мир сейчас един и везде разделение труда и специализация. Вот например Германия специализируется на промпроизводстве и хайтеке во многих областях. На армии не специализируется. Армия специализация для США.

      Но тут есть проблема у пиндосов очень большая и дорогая армия. В современном мире такая не нужна. Но пиндосы не хотят отказаться от такой архаичной и устаревшей структуры. Не желают переходить на современные стандарты доктрины вооружённых сил для глобального мира.

      Ну а в России например в виде МЧС давно уже формируются и отлаживаются перспективные и правильные войска будущего. Да и традиционная армия у нас значительно меньше и удельно эффективнее чем американская. Причём доктрина у нас современная и модульная.

      Ну в общем, заканчивая прелюдию, хочу сказать что Россия может специализироваться на военной компоненте в этом глобальном мире. Другими словами продавать свои военные услуги. Причем заметь, что это не значит посылать руусских на убой за деньги. Совсем нет. Цивилизованно предоставлять военные услуги вполне возможно. 

      Если сомневаешься, то просто вспомни, что американцы на военной базе окинавы умирают только от передоза наркоты вызванной безделием. Но ведь они могли бы вязанием заняться или например кроссворды разгадывать в свободное время. Ширяться не обязательно. Улыбаюсь

      Так что риск предоставления военуслуг некоторые преувеличивают.

       

    2. AndrO
      Опубликовано 4 месяцев назад: 02 декабря 2015 в 21:40

      По-моему, состояние нашей армии таково, что не может вселять успокоения и не способствует спокойному снуСмешно


Ваш комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы публиковать сообщения.

Rambler's Top100
Использование любых материалов, размещенных на сайте crisis-blog.ru, возможно только при условии размещения, неотъемлемо от текста публикуемой статьи, активной гиперссылки на сайт crisis-blog.ru.
Спасибо за понимание.

 Powered by Max Banner Ads