Перспективы развития ТЭК России снова в центре внимания
Powered by Max Banner Ads
Нет необходимости напоминать о колоссальном значении топливно-энергетического комплекса, которое сохраняется для российской экономики. Весной нынешнего года тема будущего российского ТЭК вновь в центре внимания экспертов. Существенное влияние сегодня оказывает динамичная международная ситуация, которая как предоставляет новые возможности, так и обозначает новые угрозы стабильности мировой экономики. Проблемы в японской экономике, связанные с необходимостью восстановления ее значительной части после землетрясения и цунами, нестабильность в арабском мире, а также целый ряд иных факторов поставили нынешний апрель в число наиболее интересных месяцев с точки зрения прогнозов развития российского ТЭК.
6-9 апреля в Москве проходит IX Московский международный энергетический форум «ТЭК России в XXI веке». В ходе конференций и круглых столов на форуме обсуждаются такие темы, как последствия для России новой энергетической стратегии ЕС, развитие мировой и российской энергетики, зарубежные инвестиции в ТЭК России и т. д. Кроме того, в середине апреля должно быть принято окончательное инвестиционное решение по проекту «Южный поток», после чего начнется строительство наземной части газопровода.
Сегодня на Россию приходится около 12 % мировой добычи нефти и 25 % - газа, более 30 % энергоресурсов, которые поступают в Европу, также российского происхождения. Как отметил премьер-министр Владимир Путин в одном из своих выступлений, в 2010 году поступления от нефтегазовой сферы составили более 4,1 трлн рублей, что составляет чуть больше 50 % всех поступлений в бюджет.
Эксперты расходятся во мнениях относительно ситуации в российском топливно-энергетическом комплексе. С одной стороны, отмечается, что крупнейшие нефтегазовые центры прошлого на сегодняшний день себя во многом исчерпали. Так, если говорить об основных традиционных регионах добычи нефти и газа, то здесь последнее время наблюдается снижение добычи углеводородов, и появления новых гигантских по своим запасам месторождений вряд ли стоит ожидать.
Некоторые специалисты отмечают наличие проблем в смежных, сервисных областях. Так, например, председатель научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа академик Алексей Конторович назвал ситуацию с геологоразведкой в России «катастрофической».
Также неоднократно подвергался критике низкий коэффициент извлечения нефти (КИН), а также показатель глубины нефтепереработки. В среднем коэффициент нефтеотдачи составляет 0,29, и это очень низкий показатель - по словам экспертов, «целые потерянные месторождения». Проще говоря, это означает, что сегодня 70 % нефти остается в земле. Необходимы новые технологии, которые позволяли бы извлекать хотя бы 35-40 %.
Для сравнения, в 70-е годы прошлого века коэффициент нефтеизвлечения составлял 0,45; такие же показатели дает сегодня нефтедобыча в США, и благодаря использованию новых технологий они продолжают увеличиваться. Глубина переработки нефти в России составляет 70 %, в Европе - 85 %, а в США - 95 %.
С другой стороны, у России остаются огромные ресурсы и перспективы в топливно-энергетической сфере. Мощной ресурсной базой обладает Ямал, который в течение ближайших десятилетий останется крупным центром добычи нефти, голубого топлива и газового конденсата.
В ЯНАО уже практически готовы к разработке два крупных месторождения, сейчас ведется строительство объектов инфраструктуры. Так, например, запасы Бованенковского месторождения оцениваются в 4,9 трлн куб. м, планируется, что оно будет введено в эксплуатацию в 2012 году.
Одним только «Газпромом» за последние 5 лет были открыты 5 новых газовых месторождений в ЯНАО, по 2 - в Оренбургской области и Красноярском крае, по одному - в Иркутской области, Ставропольском крае и республике Коми. Огромное значение придается освоению нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Во-первых, здесь имеются значительные запасы нефти, газа и сопутствующих сырьевых продуктов. Во-вторых, сырье этих регионов отличается высоким содержанием ценных дополнительных компонентов, например гелия. В-третьих, активная разработка местных месторождений, строительство инфраструктуры будут способствовать развитию отдаленных территорий и появлению здесь большого количества рабочих мест.
Кстати, по мнению президента Союза нефтегазопромышленников России и заместителя председателя комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Геннадия Шмаля, освоение газовых месторождений Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции может сделать Россию крупнейшим производителем и экспортером гелия в мире, а неиспользованные пока возможности Западной Сибири позволяют добывать ежегодно по несколько миллионов тонн этана и бутана (сегодня более 40 % полимерного сырья России приходится импортировать).
Перспективнейшим направлением для ТЭК называют разработку шельфовых месторождений. Но, к сожалению, широкомасштабное освоение подводных ресурсов углеводородов вряд ли начнется раньше 2025 года. И дело не только в высокой затратности таких проектов. Сегодня российская промышленность просто не готова к участию в разработке шельфа - нет необходимого оборудования и технологий.
Следовательно, к освоению месторождений придется привлекать зарубежные компании, а доля отечественных поставщиков (услуг, материалов, оборудования и технологий) будет мизерной. Кроме того, даже Норвегия, лидер в морской разработке и страна, которая практически всю добычу углеводородов ведет на шельфе, не имеет достаточного опыта и технологий для работы в условиях Крайнего севера, а ведь большая часть российских подводных месторождений находится именно на арктическом шельфе.
Если говорить о крупнейших российских международных проектах в области энергетики, то нельзя не упомянуть «Южный поток». Уже в апреле 2011 года, если, как изначально было запланировано, будет принято окончательное инвестиционное решение по проекту, должно начаться строительство сухопутной части газопровода. На европейский берег «Южный поток» выйдет из моря в Болгарии - пока этот маршрут рассматривается в качестве основного. В настоящее время отрабатывается возможность вывода на побережье этой страны одной или двух ниток газопровода.
Кстати, нынешний апрель выдался весьма плодотворным в развитии российско-болгарских отношений в промышленной и энергетической сферах. Сегодня в Москве состоится XIV заседание Межправительственной Российско-Болгарской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В посольстве Болгарии прошла организованная ТПП РФ встреча российско-болгарских деловых кругов, на которой присутствовал министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков.
Однако не всегда все идет гладко - в какой-то момент в переговорах с балканскими коллегами по «Южному потоку» начались сложности. Как говорят эксперты, Болгария испытывала на себе внешнее давление, связанное с желанием Запада снизить присутствие России на европейском энергетическом рынке. Пока противостояние между «Набукко» и «Южным потоком» закончилось в пользу «славянского брата».
После поездки в Болгарию Владимира Путина в ноябре 2010 года российский проект получил здесь новый импульс - в ходе визита премьер-министра РФ с «Газпромом» было подписано соглашение о создании совместного предприятия. На сегодняшний день предполагается, что основная трасса сухопутного участка «Южного потока» пройдет по Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении до Австрии и Северной Италии. От нее будут сделаны отводы в Хорватию, Македонию, Грецию и, возможно, Турцию. При этом из них последние три - с территории Болгарии, где будет оставаться 21 млрд куб. м газа ежегодно (общая мощность газопровода составит 63 млрд куб. м).
Вопреки распространенному мнению о том, что через считанные десятилетия Россия исчерпает свои запасы нефти и газа, во многих отраслях отечественный топливно-энергетический комплекс имеет громадный потенциал, который только начинает раскрываться.
Остается надеяться, что совместная политика государства и топливно-энергетических компаний будет способствовать раскрытию этого потенциала: возрождению промышленности и поддержке отечественного нефтесервиса, развитию новых технологий, позволяющих освоение пока сложнодоступных территорий, и максимально эффективному использованию природных ресурсов России.
Автор статьи: Анастасия Казимирко-Кириллова.