Итоги 2009 года - версия irfor.ru
Powered by Max Banner Ads
Текущий 2009 год выдался для мировой экономики одним из наиболее неблагополучных со времен Великой депрессии 1929 года. Виной тому по-прежнему является кризис мировой экономики, который все еще доминирует в целом ряде ее сегментов. Однако текущий год стал и одним из определяющих - по его итогу стали просматриваться очертания того ущерба, который нанес экономический кризис - экономические прогнозы, которые готовятся сегодня с опорой на статистику итогов 2009 года могут оказаться чуть более правдоподобными, чем те, что готовились несколько месяцев назад.
И, хотя эти прогнозы в основном безрадостные (к примеру, в середине текущего года ООН в своем докладе скорректировала и без того пессимистичный прогноз выхода из кризиса в сторону его еще большей глубины и тяжести последствий), но надежда уже не такая призрачная, какой была еще полгода назад.
Текущий год войдет в историю еще и как год, когда стали чуть более ясно видны контуры новой мировой финансовой системы. Прошедшие саммиты G20, а также консультации министров финансов стран-членов G20 показали рост недовольства ведущих экономик мира сложившимся статус-кво. Похоже, что мы с вами становимся свидетелями исторического события - доминированию доллара США в мировой торговле приходит конец. Только в текущем году более десяти стран перевели свою внешнюю торговлю на национальную валюту. В подобных событиях эксперты видят грядущую регионализацию мировой экономики, ее обособление в рамках региональных торговых союзов со своей внутренней валютой. О подобных проектах сегодня говорят страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Если к этому добавить уже существующий западноевропейский проект «евро», а также пока иллюзорные проекты североамериканского «амеро» и евразийского «евраза» (предложен президентом республики Казахстан Н.Назарбаевым), то в ближайшие десятилетия современный глобализационный проект может бесславно завершиться.
Другой, не менее важной проблемой, на мировом уровне стала проблема роста числа новых вирусных эпидемий. Если несколькими годами ранее мировые СМИ говорили об эпидемии «коровьего бешенства», «атипичной пневмонии» и «птичьего гриппа», то 2009 год проходит под знаком «свиного гриппа» штамма А/Н1N1. Безусловно, то, что мировые СМИ достигли сегодня беспрецедентного влияния на сознание абсолютного большинства населения планеты. И в этом отношении теория глобализации полностью и безоговорочно победила (чего нельзя сказать о глобальной экономике, которая корчится в судорогах уже третий год). Сегодня нет практически ни одного интернет-ресурса, не обсуждающего тему «свиного гриппа». Вместе с тем реальность всего происходящего в связи с этой «эпидемией» пока остается под большим вопросом, так как даже простое сопоставление статистики сезонной заболеваемости «обычным» и «свиным» гриппом говорит не в пользу раскрученной в СМИ версии о мировой пандемии. Хотя фармацевтические компании уже получили свою долю прибыли, а это еще только начало сезонной эпидемии гриппа.
Еще одной негативной тенденцией, проявившейся в разгар кризиса, стало то, что в ряде случаев начинают подвергаться пересмотру сами основы рыночной торговли, которые являются незыблемым фундаментом современного демократического общества. И, хотя много говориться о необходимости борьбы с коррупцией, с несправедливостью в оценке труда менеджмента крупнейших компаний, на практике все это остается только словами.
В качестве примера можно привести поведение менеджмента одного из столпов американской экономики, по сути олицетворяющего американский стиль жизни и ведения бизнеса - компанию General Motors, - в отношении сделки по продаже заводов Opel консорциуму российского Сбербанка и канадской Magna. По своей сути это банальный гангстерский «кидок» (кстати, по ряду сообщений в СМИ отказаться от собственных обещаний на стадии завершения сделки для GM пара пустяков - вслед за Opel компания готова отказать и китайцам в продаже марки Hammer). Выходит, что молодой российской демократии надо еще многому учиться у своих «старших» коллег, в том числе и в вопросе ведения бизнеса. И это тоже итоги кризисного года. В России есть поговорка: «с волками жить - по-волчьи выть…». Жаль, что это происходит уже после «перезагрузки». Возможно, что перезагруженную систему уже вновь поразил некий вирус, проникший в головы политиков.
Экономический кризис, продолжающийся в мире уже третий год (а в России - второй), крайне остро поставил вопрос о реструктуризации экономики - целые сегменты индустриальной экономики (такие как автомобилестроение) окончательно утратили свое системообразующее качество. Такие процессы особо наглядно демонстрируют смену общественно-экономической формации современного общества, возрастающую роль иных, высокотехнологичных отраслей экономики будущего, свойственных для информационного общества.
Вслед за масштабными сдвигами в укладе мировой экономики, крайне остро встал вопрос о миграции трудовых ресурсов. Высвобождающиеся из автомобилестроения массы высококвалифицированных рабочих требуют особого подхода к решению кадрового вопроса. В России это стало одним из серьезных дестабилизирующих факторов - проблемы российского «АвтоВАЗа» еще долго будут висеть обременением на всей российской экономике.
Крайне важной и опасной по своим последствиям для России стала проблема обеспечения жизнедеятельности моногородов (городов, зависящих от нормальной работы одного предприятия). Это также наследие индустриальной эпохи, которое требует неотложных мер по своему решению. В качестве крайней меры в российском руководстве обсуждается даже проект по расселению таких территориальных образований, но экономические последствия такого решения могут быть просто катастрофичными. Однако и оставлять, либо консервировать проблему никак нельзя - население моногородов сегодня оказалось в крайне тяжелой ситуации и решение этой проблемы необходимо безотлагательно.
Экономику России в 2009 году потрясла масштабная техногенная катастрофа - разрушение гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС. По своим масштабам трагедия не имеет равных в истории индустриального общества. По ряду оценок совокупный ущерб экономике страны от этой аварии может составить до 1,5-2% ВВП. Сама трагедия, к величайшему сожалению, не была чем-то из ряда вон выходящим. Не секрет, что износ основных средств в большинстве отраслей российской экономики составляет более 80%, и трагедия могла случиться где и когда угодно. Именно столь тяжелое положение в основных отраслях промышленности заставляет сегодня российское руководство предпринимать ряд кардинальных шагов, направленных на модернизацию экономики, на увеличение инвестиций в модернизацию основных средств и переоснащение производства.
Весьма болезненным текущий год стал для многих государств СНГ. Зависимость экономик этих стран от связей с Россией привела к тому, что вслед за падением российской экономики их собственные экономики обрушились намного глубже. Так, только на уменьшении финансового потока от банковских переводов, работающих в России, граждан этих стран привело к падению экономик ряда стран СНГ на 30 и более процентов. И это вновь остро поставило вопрос о необходимости изменения формата взаимодействия государств в рамках СНГ, так как кризис не последний, то надо учиться на его уроках и не допускать подобного в будущем.
В целом же можно констатировать, что год 2009 во многом является переломным. По сути, только сегодня на рубеже первого десятилетия XXI века можно говорить о смене тысячелетий, которое сопровождается кардинальными и глубокими изменениями в обществе. Хочется верить, что закладываемый сегодня фундамент новой экономики окажется более устойчивым к потрясениям будущего, а сама новая экономика будет выстроена на новых справедливых и равноправных условиях партнерства и сотрудничества.
Статья опубликована в декабрьском номере журнала “The Russian Corporate World”
Автор статьи: Сергей Гриняев. www.irfor.ru
Powered by Max Banner Ads