Ползучий кризис.
На протяжении нескольких тысячелетий технологии основного производства благ не менялись. А еще несколько столетий назад научно-технический прогресс (НТП) выражался, в основном, в разработке новых видов вооружений. Изменения начали происходить не так давно.
За совсем небольшое время с НТП произошли разительные перемены. За прошедший век были созданы и внедрены десятки тысяч технологий, причем в традиционных отраслях экономики, обслуживающие потребности граждан (и государств). Значительный «отрыв» в технологиях от конкурентов стал невозможен, без значительных затрат на поиск нового. Невозможно поднять производительность труда или производства выше, чем у конкурентов. Любые новые технологии быстро становятся обычными. В традиционной отрасли все они либо уже используются, либо будут использоваться через очень небольшой период времени. Все традиционные ниши заняты, рынки освоены или осваиваются. Оборот и прибыльность капитала замедляются. И как ни парадоксально, благодаря конкуренции, которая как многих из нас учили, является фундаментом рыночной экономики.
Замедление для чистого капитала – смерть. Под чистым капиталом понимается финансовые институты и организации. Конкуренция на их уровне действует так же неумолимо – отставание приведет к поглощению. Поэтому любая «десятая процента» доходности, умноженная на оборот капитала, имеет значение. Для действительно быстрого роста капиталу необходимо постоянно искать новые приложения. Их обеспечивают новые товары, рынки, потребители, отрасли. Механизм, который соединил маркетинг с финансами на рыночной основе, сформировался в виде фондовой биржи. Если рассмотреть действия крупного капитала и сосуществование его с мелкими игроками, мы заметим, что все заведомо интересные и прибыльные проекты в большей части финансируются изначально крупными структурами с получением полного контроля надо управлением. Если же находится небольшая фирма, акции которой начали расти благодаря каким-либо открытиям на уровне НТП, то акции тоже быстро попадают к тем же структурам. Любые средства, которые оплачены при этом первичным покупателям акций, оказываются небольшой платой за НТП, который может быть тиражирован в мировых количествах и в конечном счете быстро возмещаются через потребителей. А дополнительные эмиссии акций растущей компании ставят окончательную точку. Цикл завершен. В этом процессе биржи играют, как мы видим, важную информативную роль – через рост индексов они сигнализируют о процессе зарождения нового НТП на ранней стадии.
Это момент имеет принципиальное значение только с момента глобализации. Только глобальные продажи результатов НТП могут обеспечивать доходность при высоких затратах на приобретение. Самые большие доходы получаются естественно при создании самой большой новой структурной единицы – отрасли. И требуют самых больших затрат. Капитал, который сегодня необходим для создания новой отрасли, должен иметь такую громадную величину, что одна взятая структура не может ее обеспечить. Капиталы вынуждены укрупняться и привлекать любые доступные средства. Фондовая биржа, несмотря на то, что на ранней стадии своего развития превратилась в пирамиды и вызвала обвал в 20х годах 20 века, продолжила свое существование. Стало понятно, что это очень взрывоопасный механизм, который надо держать под контролем. Он был реконструирован и законодательно поставлен в рамки, когда акции, их стоимость стали выполнять одну из присущих им задач – финансирование проектов, разрешенную законами. И без этого механизма сегодня невозможно решать проблемы бизнеса.
Отдельную роль в этих процессах играют государства. Увеличение силы государства - одна из главных приоритетных задач. Участие в развитии собственных ресурсов – естественный для него самого процесс. И это участие тоже претерпевало изменения. Для добиржевого периода характерным было прямое участие государств в проектах, значительно увеличивающих их ресурсы. С течением времени ситуация изменялась. К таким изменениям можно отнести, например, строительство железных дорог. Это было фактом проявления НТП, но это было сделано, во многих странах, без привлечения частного капитала. И одной из стран, которая решила сделать железные дороги частными, была США. В России же строительство дорог всегда было исключительно государственным делом. Сейчас, несмотря на то, что по плотности дорог она намного уступает и Европе и США, новых дорог не строится (по крайней мере, в центральной части). Заявления любых лиц, работающих с этим вопросом, говорят о том, что это слишком дорого. Слишком. И когда смотришь на эти великолепные насыпи, тянущиеся на многие километры в прошлое (а многие были построены еще в царское время), осознаешь насколько изменился подход.
Смена приоритетов в развитии отраслей, строительство новых отраслей, обусловленное открытиями и изобретениями (составными частями НТП) - естественный процесс. И вполне возможно, что создание каждой новой отрасли будет обходиться все дороже.
Все эти изменения прекрасно отражает отраслевой горб, обрисованный экономистом М.Хазиным. Он является обычным явлением, если нет «структурного» эффекта. На протяжении последних почти 2-х столетий, эффект быстрого роста проявлялся в разных отраслях экономики. В зависимости открытий или новых технологий, которые давали возможность резко повысить производительность труда, прибыльность, реальный капитал устремлялся на новые просторы. Если проанализировать отчет за несколько десятилетий будет явно показана такая же ситуация с разными отраслями промышленности, последовательно выступающими локомотивами экономики. Таким образом, перенос эффекта «накачки» с одной отрасли на другую – ситуация, сопровождающая НТП и обеспечившая развитие капитала и производства. При этом отрасль, которая достигает своего развития, естественным образом превращается в обычную отрасль экономики. С обычными показателями прибыльности.
С точки зрения развития НТП «новая экономика» полностью подходит под понятие «новая отрасль». Указываемая в этой связи отрасль ИТ имела свою историю, которая была основана на технологическом «отрыве» вполне материальных изделий – микросхем. Запуск новой отрасли, и связанные с ней циклы воспроизводства и возврата денег, обеспечивающих постоянное вложение в исследования, задача нелегкая и прекрасно решенная. С помощью разрешительных документов США контролировали даже пуски ракет России, из-за наличия в их технологическом оборудовании современных процессоров. И разработка систем, во много раз превышающих вычислительную мощь современной техники, позволит получить преимущества во многих сферах других производств и открытий. В этом смысле, отсутствия увеличения производительности от применения компьютеров, о котором упоминается экономистами, не является принципиальным. Потому что они на первом этапе только заместили собой обычные другие предметы. Грубо говоря, шариковых ручек и калькуляторов тоже когда-то не было. Как и много другого. Но для вопросов будущего развития это принципиальное значение. Потому, что главные преимущества еще только начинают проявляться. Выигрыш проявляется в особо сложных конструкторских разработках, «сквозном», включая производство, проектировании. И тот, кто не воспользуется ИТ – проиграл. Примером может служить создание нового самолета «SuperJet100”, основным «побочным» явлением которого является унификация «проектирования связанного с производством». Для новой отрасли исключительным является только уровень затрат. Вот он-то как раз и показывает, какой уровень ресурса требовался.
Связанную с этим отрасль производства ПО относят к «виртуальной» экономике. Это не совсем точное утверждение. Она тесно связана с производством и является вторым финансовым циклом, который двигает первый – производственный. Или даже третьим (а возможно и четвертым), если первым считать исследовательские работы. Как уже говорилось – очень красивое решение финансирования проблемы государственного уровня, которое требовало громадных ресурсов. И каждый следующий цикл больше предыдущего потому, что участвует гораздо большее количество участников. Кроме этого владение основными элементами управления – патентами и ноу-хау, а также обладание поддержкой законов о «государственной тайне», позволяет контролировать процесс достаточно четко.
В этом смысле хочется напомнить про советскую экономику, в которой «не были решены проблемы системного характера». Увлечение сугубо индустриальной сферой, короткими финансовыми циклами, принципами «ты мне - я тебе» и предопределило крах финансовой системы. Конечные потребители никогда не рассматривались, как источник финансирования. Как раз пренебрежение бытовой сферой для связи с финансированием ВПК и привело к ситуации отставания СССР. В США построение самого мощного финансового «насоса» для целой системы государств, когда через существование «двойных и «тройных вложенных» циклов к финансированию гонки между системами государств были привлечены массы простых домохозяек и предпринимателей, обеспечило запас прочности. И размер такого «насоса» должен был быть гораздо больше, чем отраслевой.
Через фондовый рынок, через рынок государственных облигаций был создан механизм финансирования, который имел свою четкую направленность. Работа этого финансового двигателя была обеспечена конкретными людьми. В том, что с ним сейчас происходит, можно усмотреть лишь две возможные причины – умысел или неуправляемость.
Казалось бы, стоит посмотреть, куда текут финансовые потоки, кто владелец акций и все станет ясно – будет известна природа управления. Не получится. Почти все слияния капиталов подкреплены правами на владение технологий, которые обеспечивают на их основе создание других, более совершенных, а те, в свою очередь, еще более новых и т.д. И владение патентами является таким же управлением производства и капиталов. Причем практически не отслеживаемых иерархически. Хотя и представляют собой по смыслу финансовую пирамиду. Перекрестное владение, например, акциями автомобильных компаний их собственниками, делает скрытной структуру реального управления любому стороннему наблюдателю. А владение патентами, которые накладываются на эту структуру, меняет наше представление о бизнесе вообще. А что говорить о более новой отрасли? Здесь патенты выступают и как средство управления, и как средство давления на конкурентов, и как конкурентные преимущества, и как средство перераспределения, и средство удержания доли рынка…
Политика «вывоза» капитала, которая обеспечила развитие рынков, была исчерпана. Но что-то должно было ее заменить. Промежуточной тактикой стала глобализация – создание финансовых циклов производства и оборота капитала везде, где это возможно. Например, в самый развал рынка в СССР приходит известная компания «P&G», скупает фактически единственный завод с новейшими технологиями по производству стиральных порошков и занимает примерно 15% рынка бытовой химии. Рекламные доходы всех телекомпаний России того времени чуть ли не на 90% обеспечивался одной компанией. И ее ничуть не испугал развал, коррупция, перестройка.
Можно рассматривать практически все инвестиции, как процесс перетекания из одного сосуда в другой. От хорошего к лучшему. Который обеспечивает рост и дальнейший прогресс. Но не надо забывать, что за процессом инвестирования частными инвесторами стоят и процессы глобального инвестирования. А это уже проблема совсем другого характера, которую и инвестированием-то можно назвать с трудом. Финансовый отраслевой горб в экономике имеет свое отраслевое расположение. И перетекает от одной отрасли другой. Структурный горб целой экономики страны имеет территориальное расположение. Он тоже может перетечь из одного места в другое. Но горб, который представляет собой финансовый насос целой системы, состоящий из множества частей других стран? Может ли он перетечь?
И если «да», то куда?
Если представить себя таким вот мозгом, управляющим финансовым насосом, то про существующую ситуацию с кризисом, с его точки зрения, можно было бы только одно сказать: «как жаль, что живу НЕ НА ТОЙ ТЕРРИТОРИИ!!!». «Сила моя не от земли» – мало «корней» в виде природных богатств». И, подумав о будущем, пришлось бы обратить взор на другие территории, на которые можно переместиться. Чтобы брать бесплатно недра, навешивать ярлык цены и пускать в оборот с любой наценкой. И где же остановится взгляд? С учетом различий, несовместимых с жизнью? И дело не в военном захвате территорий, а в «мирном» построении двигателя финансовой системы. Для этого не нужно ничего захватывать. Мир и так стремиться к объединению. Вопросы, которые наталкивают на понимание о результатах, причинах и примерном сроке кризисных явлений звучат так:
1) Действительно ли существует война между долларом и евро?
2) Где находятся те «идеальные» территории, которые могли бы установить такие товарно-денежные отношения, которые бы, за счет своей географии, регулировали всю финансовую систему мира
3) Что необходимо предпринять для осуществления плана долгосрочного «встраивания» финансов в эти территории, какие решения надо подготовить, чтобы преодолеть препятствия в будущем.
А вот небольшая подборка выдержек:
1. Летом 2008г, когда — в условиях острого кризиса ликвидности — все основные страны мира и в первую очередь США понижали учетную ставку, Евроцентробанк ее повышал.
2. Российская Бизнес-газета” №586 от 26 декабря 2006 г. Решение Тегерана перевести свои валютные запасы из долларов в евро и отказаться от расчетов в долларах всколыхнуло мировые валютные рынки. “Все наши финансовые операции и все наши поступления за экспорт нефти будут осуществляться только в евро. Венесуэла, которая не замедлила отреагировать на акцию Тегерана, заявив, что давно уже хочет перевести государственные запасы из долларов в евро. Над этим сейчас задумались в Ливии. Думают и в других странах, и не только в странах - экспортерах нефти.
3. Глава “Газпрома” договорился с Ираном и Катаром о создании “газовой ОПЕК”. В CША хотели объявить “газовый ОПЕК” вне закона, но законопроект “завис” Торговая палата США и другие заинтересованные стороны рекомендовали Джорджу Бушу наложить вето на этот законопроект, мотивировав это тем, что подобные действия со стороны США в отношении других государств могут привести к ответным шагам, что повлечет за собой “перебои с поставками нефти, рост цен на бензин и природный газ”. В свою очередь российский МИД тогда назвал эту законодательную инициативу Конгресса США незаконной, отметив, что она противоречит ключевым принципам международных отношений. В распространенном заявлении внешнеполитического ведомства РФ, в частности, говорится: “Данное решение является нарушением норм международного права”.
4. 5 марта в российской внешней политике произошла небольшая сенсация. Телевизионные каналы распространили интервью и.о. президента Владимира Путина Би-би-си, в котором тот заявил о теоретической возможности вступления РФ в состав Союза НАТО. Он назвал необоснованной постановку вопроса о том, является ли Россия “потенциальным партнером, соперником или врагом НАТО”, так как такая трактовка всего комплекса взаимоотношений может принести только ущерб и не сделает кому-либо добра. По словам Путина, не исключено, что Россия при определенных условиях может присоединиться к НАТО, однако это возможно лишь в том случае, если она будет рассматриваться как равноправный партнер. И.о. президента подчеркнул, что Россия никогда не провозглашала какой-либо регион мира зоной своих “специальных интересов”. Путин также выразил мнение, что “Россия является частью европейской культуры”, поэтому он не может “представить свою страну изолированной от Европы и, как его часто именуют, цивилизованного мира”.
5. Россия и Евросоюз смогут уже через 2-3 года перейти к полной отмене виз. Такое мнение высказал сегодня председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, передает радиостанция “Маяк”. Он признал, что отмена виз потребует соответствующих мер от российской стороны. В частности, для этого необходимо подписать соглашения о реадмиссии с “третьими государствами”. В настоящий момент переговоры по этому вопросу идут с более чем десятью государствами. Ранее президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на пресс-конференции по итогам саммита в Ханты-Мансийске, сообщил, что на встрече был рассмотрен ряд принципиальных вопросов отношений РФ и Евросоюза, прежде всего - ход реализации “дорожных карт” по формированию четырех общих пространств. По словам президента, эти “дорожные карты” стали главным механизмом в сотрудничестве между Россией и Евросоюзом”. Глава государства отметил, что в рамках “дорожной карты” по внутренней безопасности открываются “новые перспективы для облегчения визового режима”. “Считаю, что на сегодняшний момент самым главным для нас является очертить возможные сроки и конкретные шаги, которые приближали бы нас к финальной цели - безвизовому характеру поездок граждан России и ЕС”, - подчеркнул Д.Медведев. Заметим, что вопрос если не отмены, то хотя бы упрощения процедуры получения виз является весьма актуальным для обеих сторон. Так, недавно дипломаты из всех 27 стран ЕС направили российским властям письмо с просьбой пересмотреть законодательство в сфере оформления виз для граждан Евросоюза.
И еще факты:
6. На долю России пришлось 30% всех кредитов, предоставленных компаниям развивающихся рынков, и лишь около 9% общемировых прямых инвестиций.
7. “Момент истины” - политическая программа канала ТВ “Центр”. 22.09.06
- Вот Венская экономическая школа. Там, наибольшее влияние имел Петр Авен, и туда ездили по направлению КГБ. Туда ездили и Гайдар, и Чубайс.
- То есть, за билет в Вену или в Питер, где у них был семинар, платил не сам Чубайс, а Комитет государственной безопасности.
- 5-е тогда управление было еще.
Все факты, которые подаются в СМИ под определенным контекстом, могут быть привлечены, как доказательства совсем других процессов. Все возможно там, где планируются события на 20,30 и более лет вперед. Имеются заготовки на случай любой информационной войны.
Автор: Михаил Скрипкин
crisis-blog.ru
К Комментарии (1):
Константин. | Янв 30,2009, 1:50 пп
Не совсем в тему статьи. Но, тем не менее.
Прокомментируйте это:
Центробанк России полностью продал все облигации американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac.
http://lenta.ru/news/2009/01/30/cbr1/